Главная Конституционные права гражданинаПраво на информацию

 

Адвокат по уголовным делам  советует 

для ознакомления  правовую информацию:

 

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАНИНА

НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ  ДЛЯ ЗАЩИТЫ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ

 

Важным условием для обеспечения  эффективной   защиты прав и свобод человека и гражданина является  наличие  полной и объективной информации об обстоятельствах, которые  являются объектом  исследования в процессе судопроизводства.

Общепризнанные принципы  и нормы международного права и международных договоров  (далее по тексту «нормы  международного права») предусматривают  право человека на  свободу убеждений и на свободное выражение их,  которые неразрывно связаны с  получением  и распространением  информации и идей без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Указанные императивные нормы принимаются и признаются  международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

В Российской Федерации на основании ч. 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и в соответствии с Основным законом России.

Исходя из этого, а также из положений ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека согласно нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации, являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Впервые   о праве человека на  свободу  слова  было заявлено в  английском Билле о правах 1689 года.

В соответствии со ст. 19 Всеобщей  декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.[1]), каждый человек имеет право на свободу убеждений и на их свободное выражение.  Данное право включает  в себя  свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

 Указанное право  человека  получило дальнейшее развитие в ст. 10  Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод
(Рим, 4 ноября 1950 г.
[2]), согласно которой каждый «имеет право  свободно выражать свое мнение».

В ст. 10 указанной Конвенции, как указывают  ученые-юристы Зорькин В.Д. и  Лазарев Л.В., провозглашается только "свобода выражения", которая включает в себя право придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ[3].

Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Данная статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

В ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод содержится развернутый перечень обстоятельств, которые позволяют государству ограничивать соответствующие свободы. К ним относятся сопряженные с определенными формальностями, условиями,  запреты или санкции, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе, в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка. Также такие  ограничения допускаются и   в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Содержащееся в Конвенции понятие свободы мысли, совести и религии нашло конкретизацию в решениях Европейского Суда по правам человека. В ряде решений Суд отмечал, что "свобода выражения мнения, как она определяется в п. 1 ст. 10, представляет собой одну из несущих опор демократического общества, основополагающее условие его прогресса и самореализации каждого его члена". Кроме того, Страсбургский суд полагает, что "статья 10 защищает не только содержание высказываемых идей и информации, но и форму, в которой они сообщаются".

Право каждого человека на получение всякого рода информации, в тоже время с отдельными ограничениями,  нашло свое закрепление в ст. 19  Международного пакта о гражданских и политических правах
(Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.
[4]). К  ограничениям  такого права человека  п. 3 ст. 19  Международного пакта  относит наличие установленных  законом обстоятельств и являющихся необходимыми  для уважения прав и репутации других лиц, а также  для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Право человека на  свободу убеждений и на свободное выражение их, неразрывно связанное  с  получением  и распространением  информации, получило дальнейшее  развитие в  международных  нормах права.

На основании п. 15 Резолюции Комитета министров Совета Европы от 2 марта 1978 г. № (78) 8 "О юридической помощи и консультациях"[5], государством  должны приниматься соответствующие меры для того, чтобы органы юридической консультации располагали информацией о действующем законодательстве.

В соответствии с  п. 4 Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (утв. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.[6]) к жертвам следует относиться с состраданием и уважать их достоинство, они имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством.

Согласно  Принципов 10 и  11 Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 г.[7]), каждому арестованному сообщаются при аресте причины его ареста и без промедлений сообщается любое предъявленное ему обвинение,  а также задержанному лицу или его адвокату, если таковой имеется, без промедлений доводится полная информация о любом постановлении о задержании, а также о причинах задержания.

На Правительства государств, согласно п. 5 Основных положений о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке), возлагается обязанность по обеспечению возможности каждому быть информированным компетентными властями о его праве получить помощь адвоката по его выбору при его аресте, задержании или помещении в тюрьму или обвинении в уголовном преступлении.

В соответствии с п. 4 Основных принципов, касающихся роли юристов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.), Правительства и профессиональные ассоциации юристов содействуют осуществлению программ по информированию людей об их правах и обязанностях в соответствии с законом и о важной роли юристов в защите их основных свобод.

Право на получение полной  информации по вопросам, связанным с участием детей-жертв и свидетелей преступлений, закреплено в статье 19 Резолюции Экономического и Социального Совета ООН 2005/20 от 22 июля 2005 г.[8] "Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с  участием детей-жертв и свидетелей преступлений".

Так,  дети-жертвы и свидетели, их родители или опекуны и законные представители с момента первого контакта с процессом отправления правосудия и в течение всего этого процесса  имеют право  на  безотлагательное  получение  надлежащей  информацию. К ней относятся сведения о  процедурах отправления уголовного правосудия в отношении совершеннолетних и несовершеннолетних, включая роль детей-жертв и свидетелей, значение, сроках и способах дачи показаний, а также порядке "допроса", применяемом в ходе расследования и судебного разбирательства.

Им также предоставлено право получать информацию о ходе и порядке рассмотрения конкретного дела, включая задержание, арест и содержание под стражей обвиняемого лица и любых стоящих на рассмотрении изменений в этом отношении, а также решений органов прокуратуры и соответствующих событиях по завершении судебного разбирательства и результатах производства по соответствующему делу.

Адвокат по уголовным делам  полагает необходимым обратить внимание на то, что нормы международного права  применяются  российскими судами при осуществлении правосудия.

Согласно ст. 118 Конституции Российской Федерации, правосудие в России осуществляется только судом, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, на основании ст. 126 Конституции Российской Федерации, является Верховный Суд Российской Федерации. Согласно п. 5 ст. 19 Федерального  конституционного  закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», он «дает разъяснения по вопросам судебной практики"[9].

 Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации, в соответствии  с ч. 1 ст. 8 УПК РФ, осуществляется только судом.

 10 октября 2003 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации  принял постановление №  5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», в котором даны  разъяснения для обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия. В нем, в частности, указано, что   нормы международного права имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации.

Представляется, что  право человека искать, получать и распространять информацию,  как норма международного права, подлежит исполнению по всем гражданским, уголовным, административным и иным делам, находящимся в производстве  органов предварительного следствия и дознания, а также судов.

В случае  нарушения указанного права, каждому, согласно  ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантируется судебная защита его прав.

Таким образом,  в общепризнанных принципах и нормах международного права сформулировано право  человека, выражать  свое мнение, которое включает и  свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

В тоже время  допускаются  ограничения  такого права  в связи с наличием  установленных  законом обстоятельств и являющихся необходимыми  для уважения прав и репутации других лиц, а также  для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Действие и применение международных договоров, как указывает доктор юридических наук Талалаев А.Н.,   предполагает строгое выполнение участниками договоров вытекающих из них обязательств: pacta sunt servanda (лат. «договоры должны соблюдаться»). По его мнению, этот принцип относится к числу основных и наиболее древних принципов международного права, и, в частности, права договоров. Он возник вместе с международным правом. Без него невозможны ни существование международного права, ни международное сотрудничество, ни обеспечение мира.

Строгое, добросовестное выполнение своих международных договорных обязательств, всеми участниками международного общения, является важным средством поддержания международного мира и развития дружественных и добрососедских отношений, обеспечения международной безопасности[10].

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, являются составной частью ее правовой системы.

Под принципами конституции в юридической науке, по мнению доктора юридических наук  Стрекозова В.Г.,  понимаются основополагающие идеи и положения, определяющие наиболее существенные черты, качественные свойства конституции[11].

Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

 Как  пишет профессор, доктор юридических наук Колесников Е.В.,

определяющим фактором, воздействующим на развитие конституционного права и его институтов, является Конституция Российской Федерации. Принципы и нормы конституционного права установили новую политическую систему, основывающаяся на идеологическом плюрализме, многократности, признании, уважении и гарантированности прав и свобод человека и гражданин[12].

Конституция Российской Федерации, по мнению профессора Мартынчика Е.Г.,  впервые в истории отечественного конституционного права ввела в политический и научно- правовой оборот такую категорию, как «основы правового статуса личности в Российской Федерации», которая неразрывно связанна с главой 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции Российской Федерации[13].

Рассматривая содержание принципа равноправия граждан,  как полагает профессор Стрекозов В.Г., речь идет о юридическом равенстве, предоставление каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свободами. Фактическое равенство невозможно в силу ряда причин объективного и субъективного порядка. Конституция гарантирует гражданам возможность реализации прав и свобод. Как установлено в ст.2 Конституции Российской Федерации, «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»[14].

Конституция Российской Федерации, по утверждению  ученого-правоведа Смоленского М.Б.,   рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности (ст. 2). Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью – фундаментальная норма конституционного строя, образующая основу правовой защиты общества от попыток создать условия для подавления личности. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит ориентиром для совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества[15].

Нормы международного права, предусматривающие право человека на  свободу убеждений и на их свободное выражение,  неразрывно связанные с  получением  и распространением  информации и идей без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ,  получили развитие в российском законодательстве и в первую очередь в ст. 24 и  29  Основного  закона Российской Федерации.

Свобода мысли и слова, как отмечает  профессор Ю.А. Дмитриев,  гарантируется тем, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Другой гарантией является конституционное и законодательное закрепление свободы средств массовой информации и запрет цензуры (ч.ч. 4, 5 ст. 29 Конституции Российской Федерации, Закон РФ "О средствах массовой информации")[16].

Согласно п. 1 ст. 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, а также использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. В соответствии с п. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации  гарантируется, что органы государственной власти вместе с органами  местного самоуправления и их должностными лицами обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Важнейшим конституционным правом является  право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Неотъемлемой частью данного положения является  право граждан, предусмотренное    ст. 23  Федерального закона  от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской  Федерации",  на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека, выполняемых работ и оказываемых услуг[17].

Указанная  информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации[18].

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, согласно ч. 3  ст. 41 Конституции Российской Федерации,  влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Как разъясняет кандидат юридических наук Л.В. Лазарева, такая ответственность возникает за нарушение права граждан на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом состоянии района проживания, рациональных нормах питания, о продуктах, работах, услугах, об их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах[19].

Право каждого человека свободно получать, искать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными способами закреплено в п. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации  и взаимосвязано с другим конституционным правом на квалифицированную юридическую помощь.

 Данное право,  как утверждает кандидат юридических наук, президент Адвокатской палаты Московской области  Галоганов А.П., является неотъемлемым элементом правового статуса адвокатуры, структурно входит в правовой институт основных прав и свобод человека и гражданина, который лежит в основе правового статуса личности. Таким образом, государственное гарантирование и эффективная реализация права гражданина на квалифицированную юридическую помощь (в некоторых случаях - бесплатную), является структурным элементом системы реализации правового статуса личности в Российской Федерации.

В научной литературе, по утверждению Галоганова А.П.,  под правом на квалифицированную юридическую помощь понимается единство прав, свобод и обязанностей человека. Поэтому, право на получение квалифицированной юридической помощи, в числе других основных прав и свобод, составляет основу правового статуса личности и, как конституционное право, обладает юридической силой и подлежит повышенной защите.[20]

По мнению адвоката по уголовным дела, также необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную  в Постановлении от 3 мая 1995 г. № 4-П
"По делу о проверке конституционности статей 220.1 и 220.2 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Аветяна",  из которой усматривается, что, в соответствии со ст. 21 Конституции
Российской Федерации, государство обязано охранять достоинство личности во всех сферах, чем утверждается приоритет личности и ее прав (ст. 17, ч. 2, и ст. 18 Конституции Российской Федерации). Из этого следует, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации) и спорить с государством в лице любых его органов. Никто не может быть ограничен в защите перед судом своего достоинства, а также всех связанных с ним прав[21].

Конституционное право на получение информации конкретизируется в нормах национального  материального законодательства.

Так, согласно п. 1 ст.  2 Федерального закона от 27 июля 2006 г.  № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации",  дано определение информации,  которой являются  сведения, сообщения, данные независимо от формы их представления. Под доступом к информации понимается возможность получения информации и ее использования.

На основании ст. 5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации, либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Одним из таких законов устанавливающих ограничение доступа к информации  является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. 152-ФЗ "О персональных данных".

Информация, в зависимости от категории доступа к ней, подразделяется на общедоступную информацию и на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, то есть информация ограниченного доступа.

Также информация подразделяется на: информацию, свободно распространяемую; информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

 В соответствии со ст. 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", граждане вправе  осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Так,  в ст. 24 Конституции Российской Федерации говорится о том, что недопустимо собирать, хранить и использовать информацию о частной жизни лица без его согласия.

Гражданин имеет также право на получение информации, которая регулируется семейным законодательством. Так,  согласно ст. п. 4 ст. 66  Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено право родителя, проживающего отдельно от ребенка, на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Трудовое законодательство  предусматривает   основные права работников, среди которых также есть право на получение информации.

Работник, на основании ст. 21 Трудового Кодекса Российской Федерации, имеет право на полную, достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте; на информацию о выполнении коллективного договора, соглашения.

Работник имеет право и на получение копии решения комиссии по трудовым спорам в течение трех дней со дня его принятия (п. 8 ст. 388 ТК РФ). Пострадавший на производстве (а в случае его смерти - по требованию родственников или доверенного лица погибшего) имеет право на получение от работодателя (его представителя) экземпляра акта о несчастном случае в трехдневный срок после его утверждения (п. 8 ст. 230 ТК РФ).

В порядке реализации данных прав работник, как полагает адвокат Подосинникова Л.А.,  может запрашивать у работодателя инструкции по технике безопасности, тексты коллективного договора, приказов, распоряжений работодателя, решения комиссии по трудовым спорам, акт о несчастном случае на производстве и другие документы, которые могут быть признаны доказательствами в спорах, возникающих из трудовых правоотношений.

По письменному заявлению работника, согласно ст. 62 ТК РФ, работодатель обязан не позднее трех дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно»[22].

В Российской Федерации  физическим и юридическим лицам в соответствии  с Федеральным законом  от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"  предоставляется доступ  к информации о деятельности судов. К таким данным  относятся законодательство Российской Федерации, устанавливающее порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, судебные акты по конкретным делам и иные акты, регулирующие вопросы деятельности судов.

На основании ст. 4  Федерального законно от 22 декабря 2008 г.  № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности судов являются  принципы открытости, доступности, достоверности информации. Свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом, так же являются важными принципами по обеспечению доступа к информации. Другим из них  является принципов соблюдения  прав граждан на неприкосновенность их частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов, и помимо этого  невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов.

Органы государственной власти  и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», каждый гражданин имеет право получить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах, а должностные лица, государственные служащие обязаны предоставить ему эту возможность.

С учетом изложенного, адвокат по уголовным делам рекомендует ознакомиться  со следующими разделами:

       - Ограничение российским законодательством прав граждан на получение информации;

  - Вопросы ответственности за ограничение конституционного права доступа   граждан к информации;                                                         

         - Адвокатский запрос  для получения информации;

         - Адвокатское расследование.

В случае  нарушения   права на получение информации, гражданин вправе обжаловать  действия должностного лица его руководителю,  прокурору  или в суд  как вышеназванные действия или решения, так и послужившую основанием для совершения действий  информацию, либо то и другое одновременно.

 Согласно Федеральному  закону Российской Федерации от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гражданин имеет  право обращаться   в государственные органы, органы местного самоуправления или к  должностным лицам, в том числе и для получения информации. Так, на основании ч. 1 ст. 5 указанного закона, гражданин имеет представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме. Он вправе  ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.  Заявителю предоставлено  право на получение получать письменный ответ по существу, поставленных в обращении вопросов,  уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с   Федеральным  законом Российской Федерации «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гражданин может  обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с национальным законодательством, основанным на конституционных нормах,   информация  является объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Человек  вправе искать, получать и распространять информацию, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации, либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения, что соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права.

Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) имеют право осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами.

1. Адвокат по уголовным делам советует ознакомиться с  полезной информацией, которая  изложена  в  разделах  Программы "ЗАЩИТНИК" и   статьях её  участников:

- Кража (ст. 158 УК РФ);

- Преступления против жизни и здоровья;

- Сотрудники правоохранительных  органов;

- Показания подозреваемого, обвиняемого;

- Поведение гражданина до прибытия адвоката;

- Опознание живого лица или предмета (ст. 193 УПК РФ);

- Опознание по фотографии (ст. 193 УПК РФ);

- ДТП: Права и обязанности свидетеля;

Наезд на пешеходном переходе на пешехода, завершающего переход проезжей части при разрешающем сигнале светофора для транспортного средства (Описательная часть постановления о предъявлении обвинения);

- Проверка показаний на месте (ст. 194 УПК РФ);

 - Следственный эксперимент (ст. 181 УПК РФ);

Проведение адвокатского расследования;

- Формирование и ведение банков данных о гражданах;

Сведения о лицах, уклоняющихся от исполнения обязательств, наложенных вступившими в законную силу решениями судов;

- Тексты обвинительных заключений по делам против безопасности  дорожного движения и эксплуатации транспорта;

- Рекомендации  по недопущению обсуждения в камере материалов и обстоятельств и уголовного дела.

2. При изучении документов, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, адвокат по уголовным делам рекомендует для формирования позиции защиты принять во внимание следующую судебную практику:

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 29  "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое" ;

Постановление Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 27 января 1999 г. № 1  "О судебной практике по делам об убийстве (ст.105 УК РФ)" ;

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2007 г. № 45  "О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений";

- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. № 11  "О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации";

-  Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. № 51  "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий";

-  Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. №64  "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления";

-  Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. №53  "Об оценке арбитражными  судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2010 г. № 17 "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве" ;

-  Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10  "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2008 г. № 28 "О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в судах апелляционной и кассационной инстанций";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. № 1 "О применении судами норм главы 48 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих производство в надзорной инстанции" ;

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2005 г. № 23 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей";

-  Постановление Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1  "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".

3. Согласно ст. 86 УПК РФ собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальный действий,  предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Адвокат по уголовным делам рекомендует ознакомиться с бланками и разъяснениями процессуальных документов, следственных действий:

 - Объяснение;

Форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

Постановление о приводе свидетеля;

Протокол предъявления лица для опознания;

- Постановление о производстве личного обыска подозреваемого (обвиняемого) в случаях, не терпящих отлагательства;

- Постановление о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и их выемке;

Протокол ознакомления с заключением эксперта;

- Приговор (оправдательный, суд с участием присяжных заседателей);

- Протокол судебного заседания.

4.  Назначением уголовного судопроизводства согласно ст. 6 УПК РФ является защита прав и законных интересов  лиц, организаций потерпевших от преступлений.

   Адвокат по уголовным делам рекомендует ознакомиться с проектами заявлений о совершении преступлений, что будет способствовать уголовному преследованию, лиц совершивших преступление, пресечению преступной деятельности, возмещению причиненного вреда:

- Преступления против жизни и здоровья;

- Заявление о возбуждении уголовного дела по факту умышленного причинения вреда здоровью;

- Заявление о преступлении (ст. 127 УК РФ "Незаконное лишение свободы");

- Заявление о преступлении (ст. 245 УК РФ "Жестокое обращение с животными);

- Заявления о преступлении (ст. 159 УК РФ "Мошенничество");           

- Заявления о возбуждении уголовного дела по делам о столкновении транспортных средств;

- Заявление о преступлении (ст. 112 УК РФ "Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью");

- Заявление о преступлении (ст. 156 УК РФ "Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего").

5. Оказывая юридическую помощь, адвокат по уголовным делам рекомендует ознакомиться с наиболее интересными изречениями  и высказываниями прошлого и настоящего, «связанными» с  различными видами преступлений, уголовным судопроизводством и лицами, участвующими в нем, а также исполнением наказания:  «Пострадавшие, потерпевшие», «Адвокат, защитник, представитель», «Жулики, мошенники», «Иные правонарушители»,   «Судебное разбирательство,судья»,  «Обеспечение безопасности»,«Дознание, следствие и иные органы», «Урегулирование разногласий»,  «Правила дорожного поведения», «Очевидцы, свидетели», «Супруга».

Несправедливость судебного решения является  одним из оснований отмены или изменения приговора в кассационном или апелляционном  порядке.

Если гражданину или его родственникам  необходима юридическая помощь по  уголовным  делам, обращайтесь.

Исходя из того, что Конституция Российской Федерации не определяет  процессуальный статус  и начальный момент   возникновения права на получение квалифицированной помощи, данное право должно обеспечиваться каждому гражданину на всех стадиях административного и уголовного судопроизводства.

Опытный адвокат по  уголовным делам  после тщательного ознакомления с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания  и принятыми  судебными решениями напишет апелляционную, кассационную,  надзорную жалобу на приговор или иное решение суда. 

Если  гражданин  получил  решение суда,  с которым он не согласен, обращайтесь к нам, и мы постараемся  помочь.

Помните, что своевременное обращение к квалифицированному специалисту  поможет   не только  успешно защитить права и  интересы, но и сэкономить время и деньги.

Если  Вам необходима квалифицированная юридическая помощь, обращайтесь к  участникам Программы «Защитник», позвонив по телефонам   +7 (495) 671-53-72 или +7 (495) 671-53-62 или отправив сообщение E-mail:  rosar@inbox.ru.

 


 

[1] Международное право: Сборник документов: Учеб. Пособие.(под ред. Блатова,  Н.Т., Мелков Г.М.) – М.: РИОР, 2011г., С. 73;

[2] Международное право: Сборник документов: Учеб. Пособие.(под ред. Блатова Н.Т., Мелков Г.М.). – М.: РИОР, 2011г., С. 129;

[3] Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева). М. - "Эксмо", 2010 г., С. 223;

[4] Международное право: Сборник документов: Учеб. Пособие.(под ред. Блатова Н.Т., Мелков Г.М.). – М.: РИОР, 2011г., С. 78;

[5] Международное право: Сборник документов: Учеб. Пособие.(под ред. Блатова Н.Т., Мелков Г.М.). – М.: РИОР, 2011г., С. 143;

[6] Международное право: Сборник документов: Учеб. Пособие.(под ред. Блатова Н.Т., Мелков Г.М.). – М.: РИОР, 2011г., С. 324;

[7] Международное право: Сборник документов: Учеб. Пособие.(под ред. Блатова Н.Т., Мелков Г.М.). – М.: РИОР, 2011г., С. 206;

[8] Международное право: Сборник документов: Учеб. Пособие.(под ред. Блатова Н.Т., Мелков Г.М.). – М.: РИОР, 2011г., С. 524;

[9] Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации: официальное издание №2.- Москва: Юридическая литература, 1997г., С.47.

[10] Право международных договоров: (в 3 т.) / А.Н. Талалаев: (отв. редактор Л.Н. Шестаков). – Москва: "Зерцало", 2011 г. Т.1: Общие вопросы.- 2011.- XIV, С.131.

[11]  Стрекозов В.Г., Конституционное право России: Учебник.-М.- Спарк,2011., С.30.

[12]  Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Кулушева М.А., Конституционное право Российской Федерации: Учебник.- М.: Высшее образование, 2008г., С.31.

[13]  Мартынчик Е.Г.  Адвокатское расследование в уголовном процессе. Теоретико-методологические основы доктрины адвокатского расследования. Учебное пособие - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009г., С.69.

[14]  Стрекозов В.Г., Конституционное право России: Учебник.-М.- Спарк,2011., С.31.

[15]  Смоленский М.Б., Колюшкина Л.Ю., Конституционное  право России: Учебник.- М.: КНОРУС, 2010г., С.59.                 

[16] Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный); под ред. Ю.А. Дмитриева: - М., "Деловой двор", 2009 г., С.279.

[17] Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный  закон № 323-ФЗ. – Москва: Проспект,2012., С.25. 

[18] См. Порядок предоставления гражданам и пользователям (потребителям), независимо от их правовой формы, информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 декабря 1999 г. № 429).

 

[19] Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева) М. - ООО "Новая правовая культура", 2009 г. С.290.

[20] Галоганов А.П. Правовой статус адвокатуры: российская законодательная модель и конституционный принципы обеспечения прав человека. Монография. М. - "Юридическое издательство "ЮРКОМПАНИ", 2011 г., С.48.

[21] Хохлова Н.Н., Постановления  Конституционного Суда Российской Федерации.-М.: ЮРАЙТ,2000г., С. 183.

 

[22] Подосинникова Л.А. Реализация права адвоката на истребование информации (доказательств) по делу как необходимое условие процессуального равенства сторон. // Право и жизнь, 2009г., №6, СПС «ГАРАНТ», Версия 7.04.0.239