Главная  Юридическая литература

Адвокат по уголовным делам  советует  для ознакомления  правовую информацию:

ВОПРОСЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОГРАНИЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ДОСТУПА ГРАЖДАН К ИНФОРМАЦИИ

Наряду с  законными методами ограничения  права граждан на получение информации, в практике адвоката по уголовным делам встречаются случаи  злоупотребления формами ограничения этого права. Не редко это обусловлено умыслом, злоупотреблением со стороны органов и организаций, обязанных предоставлять информацию. В то же время это становится возможным при условии правового нигилизма граждан, не осведомленных о своих правах и методах их реализации, а также незнания истинного понятия, например, «коммерческая тайна», «врачебная тайна», процедур их введения и соблюдения.

Незаконное, немотивированное не предоставление информации влечет ответственность за ограничение конституционного права доступа граждан к информации.

Прямое действие конституционных норм, как пишет ученый-юрист  Смоленский М.Б.,  означает, что независимо от наличия законодательных актов законодательства, в которых конкретизируются конституционные нормы, все право применяющие субъекты обязаны эти нормы осуществлять[1].

На основании  ч. 3 ст. 41 Конституции Российской Федерации можно сделать вывод о том, что за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств (информации), в соответствии с федеральным законом предусмотрена ответственность.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г.  №  2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию", право на информацию является одним из фундаментальных прав человека. Деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан.

Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» указано, что: «Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством».

Авторы программы «Защитник»  разделяют мнение  ученных-правоведов Томина  В.Т. и  Сверчкова  В.В.  о том, что граждане обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации[2]

В силу ч. 1 ст. 46  Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

Непредставление  гражданину информации является  нарушением его, в первую очередь, конституционных прав.

Как отмечается в современной учебной литературе, в том числе и работах  ученых – юристов Томина  В.Т. и  Сверчкова В.В.,  ограничение доступа граждан к информации может иметь несколько видов.

Во-первых: это  неправомерный отказ в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, под которым понимается отказ в их предоставлении в том случае, если обязанность, предоставить такие документы и материалы предусмотрена российским законодательством.

Во-вторых: предоставление неполной информации, под которой  понимается предоставление гражданину части информации, содержащейся в документах или материалах, при наличии обязанности и возможности предоставить всю затребованную информацию.

В-третьих: предоставление заведомо ложной информации, под которой  понимается предоставление гражданину информации, которая умышленно искажена и не соответствует информации, отраженной в документах и материалах[3].

Так, например, в уголовном законодательстве имеется санкция за непредставление гражданину информации. В соответствии со ст. 140 УК РФ за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, в случае если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Помимо уголовной ответственности за отказ в предоставлении информации, Российским законодательством предусмотрена еще и административная ответственность.

 Так, в соответствии со ст. 5.39. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неправомерный отказ в предоставлении гражданину  информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление, либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

В ст. 40 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991г. № 2124-I "О средствах массовой информации" указано, что отказ в предоставлении информации возможен только в случаях,  когда запрашиваемая информация содержит сведения, которые составляют государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

 Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса на получение информации. В  данном уведомлении обязательно должны быть указаны причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну, должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации, дата принятия решения об отказе.

Также допустима отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации, которая предоставляется, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке должно вручаться представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, является, согласно ч. 3  ст. 41  Конституции Российской Федерации, нарушением  конституционного права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь и влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Адвокат по уголовным делам  отмечает, что указанная конституционная норма частично получила дальнейшее  развитие в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ  "Об информации, информационных технологиях и защите информации"  и Федеральном  законе  от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской  Федерации", которые  запрещают  скрывать определенную информацию, в частности, относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие информацию (в том числе санитарно-эпидемиологическую), необходимую для безопасности населения.

Такая информация, как указывает  ученый, правовед  Лазарев Л.В., предоставляется через СМИ или непосредственно гражданам по их запросам в установленном порядке. Граждане вправе обжаловать отказ в предоставлении открытой информации или предоставление заведомо недостоверной информации, а также требовать возмещения ущерба, нанесенного в связи с получением недостоверной информации[4].

Учитывая практику прошлых лет, ученый, юрист Бархатова Е.Ю. указывает, что  Конституция  Российской Федерации особо оговаривает, что сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Это является важной гарантией защиты здоровья человека, поскольку распространение заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. может привести к ужасному результату. Эта  уголовная ответственность установлена  ст. 237 УК РФ[5].

Объективная сторона  данного преступления, как  определяет  доктор юридических наук, профессор Бриллиантов А.В., выражается в сокрытии или искажении информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

По его утверждению,  под сокрытием следует понимать как утаивание от граждан названной информации, так и несвоевременное оповещение и информирование населения о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды[6].

Сокрытием, как отмечают ученые-правоведы Грачева Ю.В.и  Ермакова Л.Д., является  утаивание, несообщение населению или указанным в законе органам информации, когда доведение ее до сведения данным адресатам является обязательным в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и было необходимо для воздействия на события, факты или явления, создающие опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

Искажение информации характеризуется сообщением неполных сведений, фальсификацией фактических данных, неверными официальными прогнозами и оценками о развитии опасных для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды событий и явлений[7].

Так, например, медицинские работники могут понести ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, о замалчивании того, что взятая донорская кровь, направленная реципиентам и уже кому-то перелитая, оказалась зараженной.

В главе 13 КРФоАП установлена административная ответственность должностных лиц за нарушение правил в области связи и
информации.

К ним относятся нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11 КРФоАП), нарушение правил защиты информации (ст. 13.12 КРФоАП), разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14 КРФоАП), нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети "Интернет" (ст. 13.27 КРФоАП), нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 13.28 КРФоАП).

Административное законодательство также определяет понятие должностного лица. В примечании к ст. 2.4 КРФоАП указывается, что должностное лицо наделено распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. Кроме того, к должностным лицам (в случае привлечения к административной ответственности) приравниваются руководители и иные работники любых организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Указанные субъекты, как  указывают ученые правоведы Зорькин В.Д. и  Лазарев Л.В.,  несут административную ответственность за сокрытие страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 5.44 КРФоАП); за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды (ст. 8.5 КРФоАП)[8].

Кроме того, за сокрытие должностными лицами информации может наступить и гражданско-правовая ответственность. В случае если  сокрытие фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, нанесло физический, материальный или моральный вред,  гражданин вправе требовать возмещения причиненного ущерба  виновными лицами или организациями в соответствии с главой 5 ГК РФ (Обязательства вследствие причинения вреда).

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, в соответствии со ст. 1069 ГК РФ подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Трудовое законодательство, по утверждению кандидата юридических наук Лазарева Л.В., предусматривает, согласно ст. 212 ТК РФ, среди обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда предусматривает, обязанность по информированию работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты[9].

Гражданин, реализуя право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда,  имеет право на основании ст. 219 ТК РФ  на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите  (компенсациях и средствах индивидуальной защиты) от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Нарушение вышеуказанных  требований, т.е. нарушение трудового законодательства по обеспечению безопасных условий и охраны труда, может повлечь привлечение к дисциплинарной или административной ответственности. Согласно  ст. 419 ТК РФ лица, нарушившие требования, могут быть привлечены  к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Юридическое лицо, либо гражданин, на основании ст. 1068 ГК РФ возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Применительно к этим правилам, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

В целях обеспечения единства судебной практики и законности  по применению  гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина, Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял постановление  от 26 января 2010 г. № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина"[10].

Авторы программы «Защитник»    согласны с  мнением ученых-юристов В.Т. Томина и Сверчкова В.В., которые пишут, что  органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы и в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. Граждане имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности[11].

Адвокат по уголовным делам также полагает необходимым отметить, что в силу ч. 1 ст. 46  Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

Возможность получения квалифицированной юридической помощи, помощи адвоката, неразрывно связанна с правом получения информации. Данные два конституционных права являются безусловными и не могут быть ограничены иначе, как в прямо предусмотренных законом случаях.

К сожалению,  в работе адвоката, не смотря на наличие законных методов ограничения конституционного права на получение информации, нередко отдельные должностные лица,  злоупотребляют этими возможностями, подменяя их немотивированными, незаконными отказами в предоставлении информации.

По мнению адвоката по уголовным делам,  одним из методов преодоления сложившейся практики незаконного ограничения права на получение информации, может служить более широкое информирование как граждан, так и сотрудников различных органов и организаций о том, какие виды тайн законодательно предусмотрены, каков режим их введения, а также об ответственности за незаконное ограничение конституционного права на получение информации.

1. Адвокат по уголовным делам советует ознакомиться с  полезной информацией, которая  изложена  в  разделах  Программы "ЗАЩИТНИК" и   статьях её  участников:

- Грабеж (ст. 161 УК РФ),

- Преступления в сфере экономической деятельности;

- Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

- Сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью и терроризмом;

- Следователь;

Наезд вне пешеходного перехода на престарелого пешехода, вышедшего на проезжую часть в неустановленном для перехода  месте (Описательная часть постановления о предъявлении обвинения);

- Допрос обвиняемого (ст. 173 -174 УПК РФ);

- Общий перечень вопросов для допроса руководителя юридического лица (налогоплательщика);

- Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов;

- Привлечение адвокатом  экспертов и специалистов;

Показания потерпевшего, свидетеля;

- Проект ходатайства обвиняемого об избрании личного поручительства в следственный орган;

- Допрос свидетеля  (ст. 56,  166, 167, 187-190 УПК РФ);

- Примерный перечень вопросов для допроса участников/акционеров общества (налогоплательщика);

- Денежное взыскание как иная мера процессуального принуждения;

- Сохранение  личной информации (Что не рекомендуется рассказывать о себе?);

- Текст  обвинительного заключения по  делу о наезде на  неподвижные транспортные средства (ч. 4 ст. 264  УК РФ).

2. В соответствии со статьей 126 Конституции Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации является высшим  судебным  органом  по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Наряду с другими его функциями он дает разъяснения по вопросам судебной практики.

При изучении документов, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, адвокат  по налогам  советует ознакомиться со следующей судебной практикой:

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. N 29 "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое";

 -  Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 11 "О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации";

     -  Постановление Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 27 января 1999 г. № 1  "О судебной практике по делам об убийстве (ст.105 УК РФ)" ;

   - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2007 г. № 45 "О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" ;

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 13 "О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. № 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" ;

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. № 60  "О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел".

3. Согласно ст. 86 УПК РФ собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальный действий,  предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Адвокат по налоговым преступлениям рекомендует ознакомиться с бланками и разъяснениями процессуальных документов, следственных действий:

Постановление о приводе свидетеля;

Протокол предъявления лица для опознания;

Схема к протоколу осмотра места дорожно-транспортного происшествия;

- Постановление о назначении дополнительной судебной экспертизы;

 - Объяснение;

Постановление о производстве обыска (выемки) в жилище в случаях, не терпящих отлагательства;

- Форма Решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

Протокол ознакомления потерпевшего или его представителя с постановлением о назначении судебной экспертизы;

- Протокол уведомления об окончании следственных действий; 

- Постановление о рассмотрении замечаний на протокол судебного заседания.

4.  В соответствии с п. 8 ч. 3 ст. 42 УПК РФ потерпевший имеет право на представителя.

Адвокат по уголовным делам предлагает ознакомиться с проектами заявлений о совершении преступлений, что будет способствовать уголовному преследованию, лиц совершивших преступление, пресечению преступной деятельности, возмещению причиненного вреда:

Заявления о преступлении (ст. 159 УК РФ "Мошенничество");

- Заявление об угоне автомобиля от магазина;

- Заявление о преступлении (ст. 105 УК РФ "Убийство");

- Заявление о преступлении (ст. 139 УК РФ "Нарушение неприкосновенности жилища");

- Заявление о преступлении (ст. 213 УК РФ "Хулиганство");

- Заявление о преступлении (ст. 224 УК РФ "Небрежное хранение огнестрельного оружия");

- Заявления о возбуждении уголовного дела по делам в случае наезда на стоящее транспортное средство;

- Проект заявления о сообщении результатов рассмотрения сообщения о преступлении.

5. Оказывая юридическую помощь, адвокат по уголовным делам   советует  ознакомиться с наиболее интересными изречениями  и высказываниями прошлого и настоящего, связанными с    уголовным судопроизводством, различными видами преступлений и исполнением наказания:  «Доказательства», «Очевидцы, свидетели», «Судебное разбирательство, судья»,  «Ответственность за правонарушения»,  «Жулики, мошенники», «Правила дорожного поведения»,«Пострадавшие, потерпевшие», «Правила поведения», «Бизнес-приметы и пожелания», «Добрачные отношения», «Дознание, следствие и иные органы».

Опытный адвокат по  уголовным делам  после тщательного ознакомления с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания  и принятыми  судебными решениями напишет апелляционную, кассационную,  надзорную жалобу на приговор или иное решение суда. 

Согласно ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

Помните, что своевременное обращение копытному специалисту  поможет   не только  успешно защитить права и  интересы, но и сэкономить время и деньги.

 Если акционерам, участникам обществ,  либо   руководителю или работникам юридического лица  необходима квалифицированная юридическая помощь по налоговым и иным вопросам  не теряйте время, звоните участникам  программы «Защитник»  по телефонам +7 (495) 671-53-72 или +7 (495) 671-53-62,  (E-mail для сообщений:  rosar@inbox.ru), и мы постараемся помочь.


[1] Смоленский М.Б., Колюшкина Л.Ю., Конституционное  право России: Учебник.- М.: КНОРУС, 2010г., С.48.

[2] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации, под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. Серия: Профессиональные комментарии - 6-е изд., перераб. и доп. - "Юрайт-Издат", 2010г., С.456.

[3] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации, под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. Серия: Профессиональные комментарии - 6-е изд., перераб. и доп. - "Юрайт-Издат", 2010г., С.456.

[4] Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). М.- ООО "Новая правовая культура", 2009 г. С.287

 

[5]  Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. –Москва: Проспект, 2010г. С.69.

[6]  Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. А.В. Бриллиантова). Москва - Проспект, 2010г., С.729.

[7] Грачева Ю.В., Ермакова Л.Д. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.И. Рарог. - 6-е изд., перераб. и доп. Москва - Проспект, 2009г., С.332.

[8] Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева).М. - "Эксмо", 2010г., С.223.

[9] Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева).М. - "Эксмо", 2010г., С.203.

[10]  Сборник постановлений Пленума Верховного суда Российской Федерации. 2002 – 2011. – М.: Юридическая литература, 2011г., С.483.

[11] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова). - 6-е изд., перераб. и доп. Москва: - "Юрайт-Издат", 2010г., С.1138.