Адвокат по уголовным делам рекомендует ознакомиться:
Сотрудники полиции
Одной из задач Федерального закона «О полиции» является закрепление партнерской, а не доминантной модели взаимоотношений полиции и общества. Помимо этого, значительное внимание уделено определению обязанностей и прав полиции, а также правовому статусу непосредственно сотрудника полиции. Данный закон включил в себя в адаптированном виде нормы ряда международных документов, касающихся полицейской деятельности: Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принятый 17 декабря 1979 г. Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (принятый 12 декабря 1996 г. Резолюцией 51/59 на 82-ом пленарном заседании 51-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) и др. Также деятельность сотрудников полиции регулируется угловно-процессуальным законодательством, Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (утв. Приказом МВД РФ от 17 января 2006 г. N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений"), Приказом МВД РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службы от 6 октября 2006 г. N 786/310/470/454/333/971 "Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола", Приказом МВД РФ от 15 августа 2011 г. № 938 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России", Приказом МВД РФ от 21 апреля 2011 г. N 222 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне", Приказом МВД РФ от 6 августа 2007 г. N 697 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания" и другими ведомственными нормативными актами. Адвокаты по уголовным делам обращают внимание на то, что Федеральным законом «О полиции» установлен исчерпывающий перечень прав, а также обязанностей полиции, которые основаны на ее предназначении, как правозащитного института, направленного на защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, противодействию преступности и охрану общественного порядка. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О полиции», выделено 12 основных направлений деятельности полиции: 1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; 2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; 3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; 5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; 6) обеспечение правопорядка в общественных местах; 7) обеспечение безопасности дорожного движения; 8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; 9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; 10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; 11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; 12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности. Принципами деятельности полиции являются принцип соблюдения и уважение прав и свобод человека и гражданина; законности; беспристрастности; открытости и публичности; общественного доверия и поддержки граждан; взаимодействия и сотрудничества; использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Адвокат по уголовным делам полагает необходимым остановиться на каждом из принципов более детально. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О полиции», принцип соблюдения и уважение прав и свобод человека и гражданина предполагает, что при осуществлении деятельности полиции не допускается незаконное ограничение прав и свобод граждан, пытки, насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение. Также, в данном Законе предусмотрен определенный порядок общения сотрудников полиции с гражданами. Так, при обращении сотрудника полиции к гражданину, он обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения. В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. При обращении гражданина к сотруднику полиции, он обязан также назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно выслушать обратившегося, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. Адвокат по уголовным делам полагает необходимым обратить внимание на то, что в данном Законе отдельно выделено право гражданина на телефонный разговор. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О полиции», задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Также, такое уведомление может сделать сотрудник полиции по просьбе задержанного лица. При этом, о каждом случае задержания несовершеннолетнего, полиция обязана незамедлительно уведомить его родителей или иных законных представителей. Принцип законности подразумевает осуществление сотрудниками полиции деятельности в строгом соответствии с действующим законодательством. Согласно ст. 6 Федерального закона «О полиции», любое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц возможно исключительно по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Также, ч. 3 ст. 6 указанного Закона, сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. Также он не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства. Принцип беспристрастности требует от сотрудников полиции защищать права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Указанный Закон содержится ряд нравственно-этических требований к сотрудникам полиции. Так, п. 4 ст. 7 Федерального закона «О полиции» гласит, что сотрудник полиции должен, как в служебное, так и во внеслужебное время, воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции. Принцип открытости и публичности предполагает осуществление полицией своих действий открыто для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. Отдельный интерес представляет, по мнению адвокатов по уголовным делам, принцип общественного доверия и поддержки граждан. Так, ст. 9 Федерального закона «О полиции» предусматривает, что действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан. В соответствии с п. 34 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям вправе: - привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; - устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе; - объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам; - поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей; привлекать для консультаций в установленном порядке специалистов государственных и муниципальных органов, организаций с сохранением за ними заработной платы (денежного содержания) по основному месту работы (службы). Использование конфиденциального содействия граждан предусмотрено также Приказом МВД РФ от 15 августа 2011 г. № 938 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России". Кроме того, полиция может объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам, а также поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей. Особого внимание заслуживает также принцип взаимодействия и сотрудничества. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О полиции», полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. Помимо этого, при выполнении возложенных на полицию обязанностей, сотрудники полиции могут использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций. Также, возможно взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями, которое осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Адвокаты по уголовным делам обращают особое внимание на Приказ МВД РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службы от 6 октября 2006 г. N 786/310/470/454/333/971 "Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола". Указанной Инструкцией регламентируется организация информационного обеспечения сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов Федеральной таможенной службы, подразделений Федеральной миграционной службы, органов Государственной противопожарной службы, органов Федеральной службы судебных приставов с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпол и Генеральным секретариатом Интерпола. В соответствии с указанной Инструкцией, в целях защиты интересов России и граждан от преступных посягательств, действуя в рамках своей компетенции, взаимодействующие органы используют возможности Интерпола в процессе розыска и идентификации лиц, выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, имеющих международный характер, по находящимся в их производстве материалам и уголовным делам, оперативным проверочным материалам и делам оперативного учета. Помимо этого, они вырабатывают меры по противодействию транснациональной преступности, а также исполняют поступающие по каналам Интерпола запросы правоохранительных органов иностранных государств и международных правоохранительных организаций. Принцип использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем дает возможность сотрудникам полиции использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру. Немаловажно, что в соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О полиции», полиция применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями. Также, при осуществлении своей деятельности, сотрудники полиции используют технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности. Адвокаты по уголовным делам подчеркивают, что в соответствии с Перечнем оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность (утв. Приказом МВД РФ от 15 августа 2011 г. № 938), сотрудники полиции, в зависимости от осуществляемой ими деятельности, вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность в объеме, установленном Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности". Адвокат по уголовным делам обращает особое внимание на то, что Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" предоставляет возможность в целях предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений, а также для предупреждения противоправной деятельности участников организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), проводить комплекс оперативно-розыскные мероприятий, которые бывают гласными и не гласными. К гласным оперативно-розыскные мероприятиям (то есть о них информируют лицо, в отношении которого они проводятся), могут быть отнесены, например, опрос; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. К негласным оперативно-розыскным мероприятиям (осуществляемыми без ведома лица, в отношении которого они проводятся), относятся следующие: наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; прослушивания телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; оперативный эксперимент. Адвокат по уголовным делам также обращает внимание на то, что, в соответствии со ст. 18 Федерального закона «О полиции», сотрудники полиции в случаях и порядке, предусмотренных законами, имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы). В практике бывают случаи, когда сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не допускают адвокатов к проведению гласных оперативно-розыскных мероприятий, мотивируя это тем, что адвокат, якобы, допускается только после возбуждения уголовного дела. Такое утверждение, как полагает адвокат по уголовным делам, является нарушением конституционных прав и интересов гражданина. Оно нарушает закон прямого действия – ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации о том, что «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи». По данному обстоятельству дано четкое разъяснение в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. № 11-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова": «По буквальному смыслу положений, закрепленных в статьях 2, 45 и 48 Конституции Российской Федерации, право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу, независимо от его формального процессуального статуса, в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкосновенность, включая свободу передвижения, удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность». Адвокаты по уголовным делам подчеркивают, что помимо широкого круга полномочий, Федеральный закон «О полиции» четко определяет действия, которые сотрудник полиции не вправе совершать. Согласно ст. 6 Федерального закона "О полиции" им разрешается ограничивать права, свободы и законные интересы граждан и применять меры государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции только в случаях, установленных федеральным законодательством. Неправомерные действия сотрудников полиции, допустивших незаконное ограничение свободы передвижения гражданина и его удержание, незаконное его доставление в органы дознания и следствия или содержание в изоляции без каких-либо контактов, в том числе воспрепятствование использования телефона и иных средств коммуникации, либо его необоснованное задержание и недопущение к нему адвоката, а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность гражданина могут быть обжалованы начальнику, прокурору и в судебном порядке Использование сотрудником полиции своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан является преступлением, за которое установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьей 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»). Если должностное лицо совершит действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, в отношении него может быть возбуждено уголовное дело по статье 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). Квалификационные признаки и обстоятельства, подлежащие доказыванию по указанным преступлениям, содержатся в разъяснениях постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий». За заведомо незаконное задержание (ст. 301 УК РФ) и за принуждение к даче показаний путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны следователя или лица производящего дознание, а равно другого лица с ведома или молчаливого согласия следователя или лица, производящего дознание (ст. 302 УК РФ) установлена уголовная ответственность. Адвокат по уголовным делам рекомендует, в случае проведения каких-либо проверок и оперативно-розыскных мероприятий, обращаться за помощью юристов, адвокатов, специализирующихся по уголовным делам. Работники юридических лиц и физические лица могут быть опрошены по различным вопросам для выяснения обстоятельств каких-либо противоправных действий. Адвокаты по уголовным делам могут им оказать необходимую правовую помощь, как при подготовке к проверке и оперативному мероприятию, так и в процессе его непосредственного проведения. Адвокат по уголовным делам окажет своевременную юридическую помощь гражданам в составлении обоснованных жалоб на неправомерные действия должностных лиц правоохранительных, следственных и иных уполномоченных органов, а также заявлений о совершении ими должностных преступлений.
|
||||
1. Адвокат по уголовным делам советует ознакомиться с полезной информацией по вопросам применения уголовно-процессуального законодательства, которая изложена в разделах Программы "ЗАЩИТНИК" и статьях её участников:
- Судебно-криминалистическая экспертиза; - Особый порядок судебного разбирательства; - Права и обязанности гражданского истца; - Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов; - Обвиняемый; - Сотрудник органов федеральной службы безопасности; 2. При изучении документов, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, адвокат по уголовным делам рекомендует для формирования позиции защиты принять во внимание следующую судебную практику: - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 сентября 1973 г. N 8 "О судебной практике по применению законодательства о взыскании процессуальных издержек по уголовным делам" (в ред. от 21 декабря 1993 г.) (с изменениями и дополнениями); - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 мая 1990 г. N 3 "О судебной практике по делам о вымогательстве" (в редакции от 21 декабря 1993 г.) (с изменениями и дополнениями); - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 1994 г. N 2 "О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг" (с изменениями и дополнениями); - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. N 1 "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм"; - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 1 "О судебной практике по делам об убийстве (ст.105 УК РФ)" (с изменениями и дополнениями); - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 июня 2002 г. N 14 "О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем" (с изменениями и дополнениями).
3. Протокол следственных действий и протокол судебных заседаний согласно ст. 83 УПК РФ допускаются в качестве доказательств, если они соответствуют требованиям уголовно-процессуального законодательства. Адвокат по уголовным делам советует ознакомиться с бланками и разъяснениями процессуальных документов, следственных действий: - Объяснение; - Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству; - Протокол задержания подозреваемого; - Постановление об избрании меры пресечения; - Повестка о вызове на допрос; - Протокол предъявления лица для опознания; - Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста; - Постановление о производстве осмотра жилища; - Протокол проверки показаний на месте; - Протокол уведомления об окончании следственных действий; - Постановление об исключении доказательства; - Постановление о прекращении уголовного дела в связи с отказом частного обвинителя от обвинения. 4. В соответствии с п. 8 ч. 3 ст. 42 УПК РФ потерпевшему обеспечивается право на представителя. В случае нарушения прав гражданина, совершения преступных, противоправных действий адвокат по уголовным делам предлагает ознакомиться с проектами заявлений о совершении преступлений: - Заявление о преступлении (ст. 118 УК РФ Причинение тяжкого вреда по неосторожности); - Заявление о преступлении (ст. 127 УК РФ "Незаконное лишение свободы"); - Заявление о преступлении (ст. 145.1 УК РФ "Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат"; - Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях; - Преступления против здоровья населения и общественной нравственности; - Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
5. Оказывая юридическую помощь, адвокат по уголовным делам рекомендует ознакомится с наиболее интересными изречениями и высказываниями прошлого и настоящего, «связанными» с различными видами преступлений, уголовным судопроизводством и лицами, участвующими в нем, а также исполнением наказания: "Безопасность", "Дисциплина", "Следствие и иные органы", "Доказательства", "Дальняя дорога", "Обжалование действий и решений", "Правила поведения", "Родственники".
Согласно ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.Гражданин, реализуя свое конституционное право, на получение квалифицированной юридической помощи, заключает Соглашение об оказании юридической помощи с адвокатом.Реализация права на помощь адвоката, как и права на квалифицированную юридическую помощь в целом, в том числе при даче показаний в процессе следственных действий, предполагает создание условий, позволяющих гражданину сообщить необходимую информацию по делу, а адвокату по уголовным делам - оказать своему доверителю консультативную помощь и согласовать с ним действия по защите его прав и законных интересов.Опытный адвокат по уголовным делам после тщательного ознакомления с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания и принятыми судебными решениями напишет апелляционную, кассационную, надзорную жалобу на приговор или иное решение суда. Если у гражданина появились проблемы правого характера, ему необходимо обратиться по телефонам +7 (495) 671-53-72 или +7 (495) 671-53-73, либо отправить сообщение (E-mail: rosar@inbox.ru) к участникам Программы «Защитник», которые окажут квалифицированную юридическая помощь.
|