Главная Полномочия должностных лиц Судебный пристав-исполнитель

Адвокат по уголовным делам

рекомендует ознакомиться со

следующей информацией:

 

ПОЛНОМОЧИЯ СУДЕБНОГО ПРИСТАВА-ИСПОЛНИТЕЛЯ

 Законодательство, определяющее особенности статуса судебного пристава-исполнителя и отличающие его от других государственных служащих, представлено правовыми нормами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Отдельные аспекты деятельности судебных приставов-исполнителей определяют управленческие акты Министерства юстиции Российской Федерации. Государственная служба судебных приставов-исполнителей проходит в органах юстиции субъектов РФ, точнее, в подразделениях судебных приставов - районных, межрайонных или иных (соответствующих административно-территориальному делению субъектов РФ). Система таких подразделений образует Службу судебных приставов.

Вышестоящими должностными лицами, осуществляющими контроль над действиями судебного пристава-исполнителя, являются:

1) старший судебный пристав подразделения, в котором состоит на службе судебный пристав-исполнитель;

2) главный судебный пристав субъекта РФ как вышестоящий руководитель подразделения судебных приставов

3) главный пристав РФ, который соответственно своему уровню организует и контролирует работу всей службы судебных приставов.

Основная задача судебного пристава-исполнителя состоит в своевременном, полном и правильном исполнении судебных актов и актов других органов, которым предоставлено право возлагать на граждан, организации и бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующий бюджет денежных средств или иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от них. Целью исполнения является наиболее полное удовлетворение интересов взыскателя, основанных на исполнительном документе, при условии соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций.

Сфера деятельности судебного пристава-исполнителя охватывает не все направления исполнительного производства. Во-первых, в случаях, предусмотренных Законом «Об исполнительном производстве», требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками (и иными кредитными учреждениями). Во-вторых, названный Закон предусматривает случаи, когда требования судебных актов и актов других органов могут исполняться также и другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Не только Служба судебных приставов является единственным полномочным органом принудительного исполнения, что является основной особенностью специального статуса судебного пристава-исполнителя.

При выполнении своих служебных обязанностей судебный пристав-исполнитель выступает как представитель исполнительной власти, требования и указания которого являются обязательными для всех, к кому они обращены (для органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории РФ). Только он обладает особым правомочием - от имени государства применять меры принуждения к должнику, не исполняющему требование исполнительного листа или требования судебного пристава-исполнителя.

Компетенция судебного пристава-исполнителя характеризуется признаком территориальности, как по общему правилу исполнение осуществляется на территории, закрепленной за определенным подразделением судебных приставов. Исключение предусмотрено ст. 11 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой судебный пристав-исполнитель совершает исполнительные действия на другой территории с согласия соответствующей Службы судебных приставов. Споры о месте совершения исполнительных действий между службами судебных приставов, подразделениями или судебными приставами-исполнителями не допускаются, исполнительный документ должен быть принят теми, кому он направлен.

 С уведомлением Главного судебного пристава субъекта РФ должны разрешаться вопросы направления исполнительных документов для дальнейшего исполнения их в других подразделениях службы судебных приставов одного субъекта РФ. При возникновении необходимости перенести исполнение на территорию другого субъекта РФ данный вопрос разрешается по согласованию главных судебных приставов соответствующих субъектов, а в особо сложных случаях - по согласованию с Главным судебным приставом РФ.

В соответствии со своими функциями судебный пристав-исполнитель обязан:

 1) принимать на исполнение судебные акты и акты других органов, оценивать их законность. Исполнительный документ от суда (или иного органа, его выдавшего) либо от взыскателя принимается к исполнительному производству, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует требованиям ст. 8 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, судебный пристав-исполнитель вправе просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения.

 2) возбуждать исполнительное производство. Возбуждение исполнительного производства, как и большинство иных действий судебного пристава-исполнителя, оформляется вынесением соответствующего постановления. При вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязан незамедлительно направить запросы с целью получения необходимой информации об имущественном положении должника. Такие запросы направляются в соответствующие органы субъекта РФ, а именно:

- в налоговые органы - об идентификационном номере налогоплательщика, о номерах расчетных, текущих и иных счетов, о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета, о финансово-хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности, а также в случае отсутствия должника по указанному в исполнительном документе юридическому адресу - о новом его адресе;

- в государственную инспекцию безопасности дорожного движения - о принадлежащем должнику автотранспорте;

- в органы государственной регистрации недвижимости и сделок с ней - о принадлежащем должнику недвижимом имуществе;

Копии направленных запросов являются материалами исполнительного производства и в нем хранятся. В процессе исполнения судебный пристав-исполнитель взаимодействует не только со сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), их представителями, но также с прокурором, осуществляющим надзор за исполнением, и другими участниками исполнительного производства.

На практике неоднозначно трактуется вопрос о том, вправе ли судебный пристав-исполнитель запрашивать у операторов связи необходимую в рамках исполнительного производства информацию об их абонентах?

Преобладающей является следующая позиция. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ “О персональных данных” (далее – Закон о персональных данных) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в т. ч. его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и пр. Согласно ст. 7 упомянутого Закона операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных.

Как следует из ст. 6 Закона о персональных данных, обработка персональных данных может осуществляться оператором только с согласия субъектов этих данных. Причем такое согласие не требуется, если обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, чьи персональные данные подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.

Следует обратить внимание на ст. 9 Закона о персональных данных, в которой еще раз упоминается о том, что любые действия с персональными данными (предоставление, обработка) осуществляются только с согласия субъекта этих данных, которое может быть ими отозвано. Исключения из данного правила устанавливаются федеральными законами, предусматривающими случаи обязательного предоставления субъектом своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Кроме того, в соответствии со ст. 53 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи(юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги связи на основании соответствующей лицензии) в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются конфиденциальной информацией и подлежат защите согласно законодательству Российской Федерации. При этом к сведениям об абонентах относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, наименование (фирменное наименование) абонента – юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в т. ч. о соединениях, трафике и платежах абонента.

В названной выше статье отмечается, что сведения об абонентах-гражданах без их согласия в письменной форме не могут быть включены в данные для информационно-справочного обслуживания и использованы для оказания справочных и иных информационных услуг оператором связи или третьими лицами. Предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с письменного согласия абонентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Из изложенного можно сделать вывод о том, что сведения об абонентах – юридических лицах включаются в данные (фирменное наименование абонента – юридического лица, указанные им абонентские номера и адреса установки оконечного оборудования) для информационно-справочного обслуживания и могут использоваться для оказания справочных и иных информационных услуг оператором связи или третьими лицами без их письменного согласия. При этом сведения об абонентах – юридических лицах могут быть предоставлены без их согласия операторами связи третьим лицам.

Между тем в силу ст. 64 Закона о связи операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях услуг связи и оказанных им услугах, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач в случаях, установленных федеральными законами.

Таким образом, только уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, операторы связи обязаны предоставлять информацию об абонентах, вне зависимости от того, физическими или юридическими лицами они являются.

 Приведенные положения законодательства позволяют сделать следующее заключение: операторы связи обязаны представлять по требованию судебного пристава-исполнителя необходимую ему информацию об абоненте – юридическом лице для исполнения исполнительного документа.

Исходя из ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Предоставляет ли законодательство об исполнительном производстве судебному приставу-исполнителю доступ к конфиденциальной информации (персональным данным физических лиц и профессиональной тайне операторов связи) в отношении абонентов – физических лиц? При разрешении обозначенных вопросов на практике сформировались две точки зрения.

Согласно первой, оператор связи не вправе предоставлять судебному приставу-исполнителю сведения об абонентах – физических лицах. Закон об исполнительном производстве и Закон о судебных приставах не являются теми федеральными законами, о которых упомянуто в Законе о связи и Законе о персональных данных. Следовательно, судебному приставу-исполнителю не предоставлен доступ к персональным данным абонента (физического лица) оператора связи.

Кроме того, в письме Минкомсвязи России от 6 августа 2009 г. № 15-1-18-3269 указано, что операторы обязаны предоставлять сведения об абонентах-гражданах уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации. Однако судебные приставы-исполнители к таковым не относятся. В ряде случаев отмечается, что запрошенная судебным приставом-исполнителем у оператора связи информация об абоненте – физическом лице (данные о его абонентском номере) не является необходимой для реализации возложенных на судебного пристава-исполнителя задач. При этом указывается на то, что розыск должника либо его имущества могут производить как сам пристав-исполнитель, так и привлеченные им правоохранительные органы, которым предоставлен доступ к персональным данным должника (абонента-гражданина). В поддержку данной правовой позиции приводится довод о том, что сведения об абонентском номере должника – физического лица не помогут судебному приставу-исполнителю взыскать с должника денежные средства или исполнить иные требования исполнительных документов. Также сведения не могут быть использованы судебным приставом-исполнителем в целях извещения должника либо направления ему вызовов в порядке, установленном процессуальным законодательством и Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (ст. 24), для того, чтобы такое извещение было признано надлежащим. Предоставление судебному приставу-исполнителю возможности извещать участвующих в деле лиц по телефону не означает одновременного предоставления ему права получать информацию, которая относится к охраняемой законом тайне, о номере телефона абонента без его согласия.

Ни Федеральный закон «О судебных приставах», ни Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не предоставляют судебным приставам-исполнителям право получать персональные данные без согласия их субъектов, не устанавливают условия получения персональных данных, не определяют круг субъектов, чьи персональные данные подлежат обработке, а также полномочия судебного пристава-исполнителя по обработке персональных данных. Из этого следует, что ни Федеральный закон «О судебных приставах», ни Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не могут быть признаны федеральными законами, на основании которых п. 2 ст. 6 Закона о персональных данных допускает обработку (получение) персональных данных без согласия их субъектов.

Кроме того, сторонниками этой точки зрения также отмечается, что служба судебных приставов не относится к органам, уполномоченным осуществлять оперативно-розыскную деятельность, в законе нет прямого указания на полномочия судебных приставов-исполнителей запрашивать у операторов связи сведения об абонентах – физических лицах. В связи с этим отказ от предоставления судебному приставу-исполнителю указанных сведений не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ.

Следует также отметить, что сторонники приведенной точки зрения, относят сведения о номерах мобильных телефонов физических лиц, а также о наличии договоров на оказание услуг сотовой связи, позволяющие идентифицировать объект, к конфиденциальной информации (персональным данным).

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» устанавливает право судебного пристава-исполнителя запрашивать исчерпывающий перечень строго у определенных субъектов, в число которых не включены операторы связи, располагающие сведениями, составляющими тайну частной жизни абонентов-граждан, тайну связи, персональные данные. В связи с этим судебный пристав-исполнитель не вправе требовать от операторов связи предоставления информации о пользователях услугами связи (физических лицах) и об оказанных услугах связи.

При этом ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не исключает необходимости соблюдения судебным приставом-исполнителем требований действующего законодательства о том, что он вправе запрашивать только ту информацию, которая необходима ему в рамках возбужденного исполнительного производства и может быть предана лицом, у которого испрашивается, в силу отсутствия запрета на ее предоставление.

Но есть и другая точка зрения. Согласно этой точке зрения, Федеральный закон «О судебных приставах» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» являются теми самыми нормативными правовыми актами, о которых упомянуто в Законе о персональных данных и в Законе о связи. На их основании, считают сторонники этой точки зрения, судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать у операторов связи в рамках возбужденного исполнительного производства необходимые сведения об абонентах – физических лицах.

Сторонники данной точки зрения исходят из следующего. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу акты судов, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения. Законом об исполнительном производстве на судебных приставов возложена задача по исполнению судебных актов и актов других органов, определены права, обязанности и полномочия во взаимоотношениях с иными государственными органами, а также другими организациями, должностными лицами и гражданами.

Положения, закрепленные ст. 6 и 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также ст. 12 и 14 Федерального закона «О судебных приставах», имеют под собой объективные и не противоречащие действующему законодательству основания, а следовательно, распространяются и на операторов связи.

Сторонники указанной позиции исходят из того, что названными законами принудительное исполнение судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц возложено на службу судебных приставов, и что правовой механизм принудительного исполнения судебных актов приводится в действие в случае отказа должника от добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и является гарантией от неисполнения или несвоевременного исполнения постановления суда и вытекающих из него обязанностей должника либо от злоупотребления должником правом в ущерб правам и свободам других лиц.

Считается, что такое регулирование нельзя квалифицировать как неправомерно наделяющее судебного пристава-исполнителя полномочием истребовать сведения, необходимые для осуществления им своих функций, или как возлагающее на операторов персональных данных обязанность, не соответствующую их природе, поскольку управомоченные на осуществление принудительного исполнения судебных актов органы и должностные лица действуют в соответствии с подлежащим неукоснительному исполнению решением суда и на его основании; объем же полномочий судебного пристава-исполнителя и обязанностей операторов, обусловленный функцией исполнения судебных актов, конкретизируется в подлежащем исполнению постановлении суда и выдаваемом на основании этого решения исполнительном документе.

Закон о судебных приставах обязывает судебного пристава-исполнителя использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (статья 13), что предполагает недопустимость разглашения ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей сведений о персональных данных лица.

Таким образом, сторонники этой точки зрения считают, что взаимосвязанные положения, закрепленные ст. 6, 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст. 12, 14 Федерального Закона «О судебных приставах», в части, касающейся обязательности требований судебного пристава-исполнителя о предоставлении ему (в связи с исполнением постановления суда) персональных данных физических лиц, означают, что судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках публичной функции по принудительному исполнению постановления суда, вправе требовать предоставления персональных данных физического лица, а оператор персональных данных обязан предоставить такие сведения. Следовательно, считается, что судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках возбужденного исполнительного производства с целью реализации задач службы судебных приставов, имеет право запрашивать информацию о зарегистрированных телефонных номерах должника-гражданина.

В обоснование данного вывода встречается довольно спорный аргумент о том, что требование судебного пристава-исполнителя не относится к оперативно-розыскным мероприятиям, не выходит за рамки обычной и необходимой информации о должнике, получаемой им в целях установления связи с должником и исполнения исполнительного документа.

Несмотря на противостояние аргументаций, на практике преобладающим является первый подход.

 Судебный пристав-исполнитель наделен правами вызывать граждан и должностных лиц по находящимся у него на исполнении исполнительным документам как в подразделение судебных приставов к своему месту службы, так и к месту совершения исполнительных действий. При уклонении вызываемого от явки судебный пристав-исполнитель выносит постановление о его приводе (ст. 87 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Судебный пристав-исполнитель имеет право требовать предоставления объяснений, выдачи справок, давать указания гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, о выполнении конкретных действий. Все устные указания должнику или взыскателю, запросы, поручения, объяснения целесообразно оформлять телефонограммой или справкой с указанием даты, времени, Ф.И.О. и должности лица, получившего такое указание и давшего ответ. Справка или телефонограмма подписывается судебным приставом- исполнителем.

Судебный пристав исполнитель в соответствии со ст. 29, 31, и 33 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» обязан предоставить сторонам исполнительного производства или их представителям возможность ознакомиться с материалами исполнительного производства или снять с них копии. Он должен подготовить выписки документов, разъяснить сторонам их права и обязанности, сроки и порядок обжалования ими действий судебного пристава-исполнителя, рассмотреть их заявления и ходатайства.

3) совершать предусмотренные законодательством исполнительные действия. Судебный пристав-исполнитель единолично определяет, какие исполнительные действия следует совершать в каждом конкретном случае. В ходе их совершения он имеет право входить в помещения и хранилища, занимаемые должником или ему принадлежащие, проводить их осмотр или их вскрытие, а на основании определения суда - совершать аналогичные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащим им.

Судебный пристав-исполнитель вправе арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество (за исключением имущества, изъятого из оборота), налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, использовать нежилые помещения находящиеся в муниципальной или иной собственности, для временного хранения изъятого имущества. Он может, с согласия собственника, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества (понесенные при этом расходы относятся на счет должника).

Периодические проверки работодателей на предмет правильности взыскания с должников сумм по исполнительным документам и своевременности их перечисления взыскателям, а также ведение в этой части финансовой документации - одно из важных полномочий судебного пристава-исполнителя. С целью своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов судебный пристав-исполнитель может давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий.

Объявление розыска должника, его имущества или розыска ребенка - одно из самых ответственных действий судебного пристава-исполнителя, поскольку ранее розыск мог объявить только суд и лишь по некоторым категориям дел, а объявление розыска имущества должника и ребенка не предусматривалось вообще. В настоящее время предусмотрены обязательные и факультативные виды розыска.

Судебный пристав-исполнитель по инициативе должника или по собственной инициативе может отложить осуществление исполнительных действий, но не более чем на десять дней. Иные процедурные вопросы исполнения разрешаются судом. К таким вопросам Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» отнесены:

- восстановление пропущенного срока и предъявления исполнительного документа к исполнению (ст. 16);

- разъяснение судебного акта или акта другого органа, подлежащего толкованию (ст. 17);

- отсрочка или рассрочка исполнения судебных актов и актов других органов, изменение способа и порядка исполнения (ст. 18);

-отложение исполнительных действий (ст. 19);

- приостановление и прекращение исполнительного производства (ст. 20-25).

Существенное значение имеет право судебного пристава-исполнителя взыскивать с должника расходы на совершение исполнительских действий, а в случае уклонения должника от добровольного исполнения судебного решения взыскивать также исполнительский сбор. Взысканные суммы перечисляются судебным приставом-исполнителем на текущий счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов. Однако распоряжение средствами, поступившими на указанный счет, осуществляется старшим судебным приставом.

 4) применять меры воздействия к недобросовестным должникам, а также к должностным лицам всех органов и организаций, физическим лицам в случае неисполнения требований судебного пристава-исполнителя.

Частями 1 и 3 ст. 17.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение должником (ч. 1) и лицом, не являющимся должником (ч. 3), законных требований судебного пристава-исполнителя.

Судебный пристав-исполнитель может штрафовать любое лицо, не исполняющее требования исполнительного документа неимущественного характера. Штраф может быть наложен также за невыполнение законных требований самого судебного пристава-исполнителя, а если в таком невыполнении имеются признаки состава преступления, судебный пристав-исполнитель вправе внести в соответствующие органы представление о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

При исполнении судебными приставами-исполнителями служебных обязанностей в случаях, если им препятствуют в совершении исполнительных действий либо угрожает опасность их жизни или здоровью, они взаимодействуют с органами МВД. Порядок такого взаимодействия регулирует совместный приказ Минюста РФ и МВД РФ от 9 декабря 2005 г. N 208/1003 «Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов».

Судебные приставы-исполнители обеспечиваются боевым ручным стрелковым оружием, боеприпасами и патронами к нему, а также специальными средствами в порядке, предусмотренном Инструкцией по организации учета, хранения и выдачи оружия, боеприпасов и специальных средств в службе судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста РФ от 7 июня 1999 г. N 190.

В целях обеспечения эффективного взаимодействия службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел РФ приказом Минюста РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ от 28 марта 2002 г. № 66/112 утвержден соответствующий Порядок, который предусматривает обмен аналитическими, нормативно-справочными и иными документами, представляющими взаимный интерес, совместные рабочие встречи, совещания по подготовке предложений, выработке управленческих решений и механизмов их реализации, обмен информацией, содержащейся в оперативно-справочных, розыскных учетах и картотеках при наличии оснований, предусмотренных законодательством.

Высокий статус судебного пристава-исполнителя, формируемый столь широкими полномочиями, с одной стороны, позволяет судебному приставу-исполнителю принимать самостоятельные решения по совершению большинства исполнительных действий. С другой стороны, он требует ответственного подхода к принимаемым решениям, накладывает обязанность строгого соблюдения законности. В законодательстве прямо предусмотрено, что судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Однако, на практике случаи бездействия судебных приставов-исполнителей либо превышения ими своих полномочий нередки. Если Вы считаете, что судебным приставом-исполнителем нарушаются Ваши права, права Вашего предприятия, учреждения, организации, не теряйте время, обращайтесь к участникам программы «Защитник» по телефонам  +7 (495) 671-53-72, +7 (495) 671-53-62 или +7 (495) 671-53-73, либо отправьте сообщение (E-mail: rosar@inbox.ru).

1. Адвокат по уголовным делам     советует ознакомиться с  полезной информацией, которая  находится в  разделах  Программы "ЗАЩИТНИК" и   статьях её  участников:

- Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

- Преступления против жизни и здоровья;

- Следователь;

- Заключение и показания специалиста;

- Опознание трупа (ст. 193 УПК РФ);

- Проверка показаний на месте (ст. 194 УПК РФ);

- Следственный эксперимент (ст. 181 УПК РФ);

- Советы в случае задержания и  заключения под стражу;

- Бланки процессуальных документов;

- Анатомия человека;

- Судебная экспертиза;

Судебно-медицинская экспертиза живых лиц;

- Описательная часть постановлений о предъявлении обвинения при столкновении транспортных средств;

- Установление очевидцев и свидетелей преступлений и иных происшествий;

- Использование иных, не запрещенных законодательством, средств и способов защиты прав, свобод и интересов доверителей (адвокатом);

- Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

- Организация  консультаций экспертов и специалистов  при разрешении вопросов, требующих знаний в области науки, техники, искусства или ремесла;

- Текст  обвинительного заключения по  делу о наезде на пешехода при его посадке в маршрутное транспортное средство;

- Производство в надзорной инстанции судебных актов (приговоров, определений, постановлений);

- Обязательные работы.

2. В соответствии со статьей 126 Конституции Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации является высшим  судебным  органом  по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Наряду с другими его функциями он дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В процессе правового анализа документов о виновности лица в совершении преступления или о невиновности гражданина,  адвокат  по уголовным делам  советует учитывать существующую судебную практику:

-  Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 мая 1990 г. N 3 "О судебной практике по делам о вымогательстве" ;;

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. № 5 "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств";

-  Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 1997 г. N 1 "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм";

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" ;

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации 15 июня 2006 г. N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами";

-  Постановление Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 5 июня 2002 г. № 14  "О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем";

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации";

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 13 "О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации";

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 7 "О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел судами Российской Федерации" .

3. В протоколе следственного действия в соответствии со ст. 166 УПК РФ описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии. Адвокат по уголовным делам  советует ознакомиться с бланками   процессуальных действий и решений:

- Решение о принятии обеспечительных мер;

- Требование о предоставлении документов (информации) в ФАС России;

- Протокол проведения обследования помещения, здания, сооружения, участка местности, транспортного средства (ОРД);

- Протокол осмотра трупа;

- Протокол наложения ареста на имущество;  

Протокол допроса свидетеля;

Протокол проверки показаний на месте;

Протокол судебного заседания;

Подписка о неразглашении данных предварительного расследования;

- Форма постановления о производстве выемки документов и предметов;

- График ознакомления с материалами уголовного дела;

Постановление об исключении доказательства;

Приговор (обвинительный,  применение особого порядка принятия судебного решения).

4.  Потерпевшему (физическому или юридическому лицу) в соответствии с п. 8 ч. 3 ст. 42 УПК РФ обеспечивается  право на представителя.

В случае нарушения прав гражданина, совершения преступных, противоправных действий адвокат по уголовным делам предлагает ознакомиться с проектами заявлений о совершении преступлений:

- Преступления против жизни и здоровья;

- Заявление о преступлении (ст. 159 УК РФ "Мошенничество");

- Заявление о хищении вещей из автомобиля;

- Заявление о преступлении (ст. 111 УК РФ "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью");

- Заявление об угоне автомобиля от дома;

- Заявление о преступлении (ст. 145 УК РФ "Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет");

- Проект заявления о сообщении результатов рассмотрения сообщения о преступлении.

5. Оказывая юридическую помощь, адвокат по уголовным делам    рекомендует ознакомиться с наиболее интересными изречениями  и высказываниями прошлого и настоящего, «связанными» с  различными видами преступлений, уголовным судопроизводством и лицами, участвующими в нем, а также исполнением наказания:    «Очевидцы, свидетели»,   «Преступление»,    «Примирение», «Учреждения исполняющие наказания» «Образ жизни, увлечения», «Адвокат, защитник, представитель»,  «Разбирательство», «Жулики, мошенники», , «Исполнение обязательств», «Время отдыха».

  Одним из оснований для отмены или изменения приговора в кассационном или апелляционном порядке является несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой или апелляционной инстанции. Несправедливость судебного решения является  одним из оснований отмены или изменения приговора в кассационном или апелляционном  порядке.

Осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, частный обвинитель, их законный представителям и представитель, а также иные лица в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы,  имеют право  на подачу  апелляционной, кассационной и надзорной жалобы  на  судебное  решение.

   Апелляционная, кассационная,  надзорная  жалоба на приговор или иное  судебное решение составляется     опытным адвокатом по  уголовным делам, как правило, после тщательного ознакомления с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания  и принятыми  судебными решениями.

Согласно ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

Помните, что своевременное обращение к опытному специалисту  поможет   не только  эффективно защитить права и  интересы, но и сэкономить время и деньги.

Адвокат по уголовным делам рекомендует: если гражданин, оказавшись участником  оперативно-розыскных или следственных действий,  не знает, что в этой ситуации делать,  ему следует обратиться к участникам Программы «Защитник» по телефонам  +7 (495) 671-53-72, +7 (495) 671-53-62 или  +7 (495) 671-53-73, либо отправьте сообщение (E-mail: rosar@inbox.ru). Отсутствие квалифицированной юридической помощи по  уголовным  делам может повлечь негативные последствия.

Адвокат по  уголовным делам предупреждает: Самостоятельное решение проблем, связанных с правоприменительной деятельностью, - то же, что и самолечение болезни.