Главная ► Формы налогового контроля Формы документов, используемых налоговыми органами при осуществлении налогового контроля

Адвокат по налоговым делам

рекомендует для ознакомления:

 

 

ФОРМА ПРОТОКОЛА ВЫЕМКИ ДОКУМЕНТОВ И ПРЕДМЕТОВ

 

Согласно  ст. 31,   94 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 7 Закона  Российской Федерации от 21 марта 1991 г. №  943-I "О налоговых органах Российской Федерации", при проведении выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа имеют право  производить на основании мотивированного постановления выемку документов и предметов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Производство выемки документов и предметов  не допускается в ночное время.

При её производстве должны присутствовать не менее двух понятых и лица, у которых производится выемка документов и предметов.

В качестве понятых, в соответствии  со ст.  98  Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть приглашены  любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. На понятых возлагается  обязанность удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Им предоставлено  право  делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол.

Налоговый адвокат, обращает внимание, что в качестве понятых запрещено участвовать  должностным лицам налоговых органов.

В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается, согласно ст. 96 НК РФ, специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела. Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.

Согласно  ст.  36 Налогового кодекса Российской Федерации, по  запросу налоговых органов могут  участвовать  вместе с ними должностные лица органов внутренних дел в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Порядок и вопросы взаимодействия  между  должностными лиц  названных органов  регламентированы в правовых актах и совместных приказах руководителей  МВД России и ФНС России.[1]

Работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обязаны оказывать практическую помощь, на основании ст. 5  Закона  Российской Федерации от 21 марта 1991 г. №  943-I "О налоговых органах Российской Федерации", органы внутренних дел Российской Федерации,  обеспечивая принятие предусмотренных законодательством мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.[2]

Налоговый адвокат разъясняет, что не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

 О производстве выемки, изъятия документов и предметов, в соответствии со ст. 94 и 99  НК РФ, составляется протокол выемки, в котором перечисляются и описываются все изъятые документы и предметы.

Форма Протокола выемки документов и предметов утверждена приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации и применяется налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.[3]

Для  оформления протокола выемки документов и предметов при производстве действий по осуществлению налогового контроля, в соответствии  со ст. 90 НК РФ  предъявляются общие требования.

В протоколе выемки указываются   место и дата производства выемки,  время  её начала и окончания, участвующие лица,  а  также  её содержание, последовательность её проведения и  выявленные при этом существенные для дела факты и обстоятельства.

К протоколу выемки  прилагаются   фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.

Протокол выемки не должен иметь неоговоренных и  не заверенных подписями лиц, его подписывающих,  каких-либо помарок,  поправок, подчисток, и иных исправлений.

Отдельно к протоколу выемки документов и предметов может быть составлена опись с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.

Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

Должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в в случае, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.

В таком случае с указанных документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка.

Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

Должностным лицам налоговых органов предписывается действовать в строгом соответствии с законом и реализовывать в пределах своей компетенции полномочия  налоговых органов. Они обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.

 

Адвокат по  налогам     на следующей странице  сайт Программы "Налоговый адвокат"  предоставляет информацию о порядке проведения выемки документов и предметов и оформления протокола.

 

За неправомерные действия или бездействие должностные лица налоговых  и таможенных  органов, согласно  ст.  35 Налогового кодекса Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В процессе  проведения мероприятий  налогового контроля применяется форма Протокола выемки документов и предметов, с которой адвокат по налоговым делам советует ознакомиться:

 

ПРОТОКОЛ N ____

                     выемки документов и предметов

 

_____________________                                 __________________

 (место составления)                                       (дата)

 

    Выемка начата _______ час. _____ мин.

 

    Выемка окончена _____ час. _____ мин.

 

________________________________________________________________________

             (должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол,

                    наименование налогового органа)

 

________________________________________________________________________

             (должности, Ф.И.О. лиц, производивших осмотр,

  наименование налогового органа (наименование органа внутренних дел)

 

в соответствии с правами,  предоставленными подпунктом 3 пункта 1 статьи

31 пунктом  4  статьи  93  и  статьей 94 Налогового кодекса Российской

Федерации, на основании постановления о производстве выемки документов и

предметов от _________ N _____, вынесенного ____________________________

       (дата)                                (должность, Ф.И.О.

 

________________________________________________________________________

  должностного лица налогового органа, наименование налогового органа)

произвели выемку документов и предметов у ______________________________

 

________________________________________________________________________

        (полное и сокращенное наименование организации, ИНН/КПП

      или полные и сокращенные наименования организации и филиала

 (представительства) организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. физического лица, ИНН

                             (при наличии)

    Выемка  произведена  при  участии   лица,   в   отношении   которого

осуществляется выездная налоговая проверка, или его представителя

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

    (наименование проверяемой организации, должность, Ф.И.О. (Ф.И.О.

            проверяемого физического лица) (представителя)

 

    Выемка произведена в присутствии понятых

 

________________________________________________________________________

 (Ф.И.О., место жительства, данные о паспорте или ином удостоверяющем

                          личность документе)

 

    Выемка произведена при участии специалистов

 

________________________________________________________________________

                                (Ф.И.О.)

 

    Выемка произведена в присутствии иных лиц

 

________________________________________________________________________

             (Ф.И.О., должность, наименование организации)

 

________________________________________________________________________

 

    Участвующим   и   присутствующим   лицам   объявлено   о  применении

 

технических средств ____________________________________________________

 

________________________________________________________________________

                             (каких именно)

 

До  начала  выемки   участвующим  и  присутствующим  лицам   предъявлено

постановление   о   производстве   выемки  документов  и   предметов  от

___________ N _____ и разъяснены их права и обязанности.

  (дата)

    Лицу,  у  которого  производится   выемка  документов  и  предметов,

предложено добровольно  выдать указанные в постановлении о  производстве

выемки документов и предметов от _________ N ___ документы и предметы.

                                  (дата)

 

________________________________________________________________________

     (делается отметка о добровольной выдаче документов и предметов

     или об отказе в их выдаче и производстве принудительной выемки)

 

    Лицу,  у  которого   производится  выемка  документов  и  предметов,

предложено  добровольно  вскрыть  помещения  и  иные  места,  где  могут

храниться подлежащие выемке документы и предметы.

 

________________________________________________________________________

    (делается отметка о добровольном вскрытии помещений и иных мест,

      где могут храниться подлежащие выемке документы и предметы,

      или об отказе в добровольном вскрытии помещений и иных мест,

     где могут храниться подлежащие выемке документы и предметы, и

    производстве вскрытия помещений и иных мест, где могут храниться

       подлежащие выемке документы и предметы, должностным лицом

                   налогового органа самостоятельно)

     В ходе выемки изъяты следующие документы и предметы*(1):

 

    1. _________________________________________________________________

            (указываются наименования, количество и индивидуальные

             признаки документов (в том числе копия или подлинник)

             и предметов, а по возможности - стоимость предметов)

 

    2. _________________________________________________________________

 

    3. _________________________________________________________________

 

    4. _________________________________________________________________

 

    5. _________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________*(2)

      ("с подлинников документов изготовлены копии, которые заверены

    должностным лицом налогового органа и переданы лицу, у которого они

   изымаются" или "копии с подлинников изымаемых документов, заверенные

   должностным лицом налогового органа, будут переданы лицу, у которого

       документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия")

 

    Все изымаемые  документы и предметы  предъявлены  понятым  и  другим

лицам, участвующим в производстве выемки.

 

________________________________________________________________________

  ("изъятые документы пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью

 (подписью) налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора)"

или отметка об отказе налогоплательщика (налогового агента, плательщика

       сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы)

    При производстве выемки  выявлены  существенные  для  дела  факты  и

обстоятельства _________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

    Перед началом, в ходе либо по  окончании  выемки  от  участвующих  и

присутствующих лиц _____________________________________________________

 

________________________________________________________________________

                  (понятой, специалист и др., Ф.И.О.)

 

замечания ________________________________

          ("поступили" или "не поступили")

 

 содержание замечаний ______________________________________________*(3)

 

________________________________________________________________________

    (приводятся замечания и (или) сведения о приобщении замечаний к

                               протоколу)

 

________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

________________________________

  (понятой, специалист и др.)

 

_________           ____________

(подпись)             (Ф.И.О.)

 

    Приложения к протоколу:

    1) _________________________________________________________________;

           (описи документов и предметов, фотографические снимки

           и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы,

                    выполненные при производстве выемки)

    2) ________________________________________________________________.

    Протокол прочитан участвующими и присутствующими лицами.

    Замечания к протоколу ______________________________________________

 

________________________________________________________________________

  (содержание замечаний с указанием Ф.И.О. лица, сделавшего замечание,

                     либо указание на их отсутствие)

 

Подписи должностных лиц

 

______________________________________

   (наименование налогового органа)

 

______________________________________

              (должность)

 

_________                 ____________

(подпись)                   (Ф.И.О.)

 

______________________________________

        (наименование органа)

 

______________________________________

              (должность)

 

_________                 ____________

(подпись)                   (Ф.И.О.)

 

Подписи понятых

 

_________                 ____________

(подпись)                   (Ф.И.О.)

 

_________                 ____________

(подпись)                   (Ф.И.О.)

 

Подпись руководителя

организации (филиала,

представительства) (физического

лица) (представителя)

 

______________________________________

     (наименование организации или

       наименование организации и

     филиала (представительства)

 

_________                 ____________

(подпись)                   (Ф.И.О.)

 

Подписи иных лиц

 

______________________________________

        (специалист и др.)

 

_________                 ____________

(подпись)                   (Ф.И.О.)

 

 Копию Протокола выемки документов и предметов получил*(4)

 

Подпись руководителя

организации (филиала,

представительства) (физического

лица) (представителя)

 

______________________________________

     (наименование организации или

       наименование организации и

      филиала (представительства)

 

_________                 ____________

(подпись)                   (Ф.И.О.)

 

______________________________

*(1) В случае большого количества изъятых документов и предметов данный раздел не заполняется, при этом указывается, что документы и предметы перечисляются и описываются в прилагаемых к протоколу выемки описях.

*(2) Указывается в случаях изъятия подлинников документов, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.

*(3) Указывается при наличии замечаний.

*(4) Заполняется в случае вручения протокола выемки документов и предметов непосредственно соответствующему лицу.

 

 

 

Адвокату  по налогам   известны  случаи, когда   во время выемки документов или предметов либо после неё должностные  лица  налоговых органов допрашивали в качестве свидетелей  руководителей и работников организации  налогоплательщика, которым могут быть известны какие-либо сведения, имеющие значение для проведения налогового контроля. При таких обстоятельствах  налоговый адвокат рекомендует гражданам  воспользоваться  следующим советом:

Если  гражданин  по каким-либо причинам (например,  до получения  полной информации о событии, документах и т.д.,  или юридической консультации адвоката) не желает  давать показания (пояснения), отвечать на вопросы должностных лиц, адвокат  советует   заявить следующее)) этого можно сказать следующеей консультации у адвокатаии, дыпользовать различные  психологические и иные приемы и методы.:

«Уважаемый сотрудник! В связи с заданными мне вопросами я желаю воспользоваться моим конституционным правом, предусмотренным статьей 51 Конституции Российской Федерации, не свидетельствовать против самого себя и своих близких родственников!» или

 «Я не намерен препятствовать установлению обстоятельств, интересующих компетентные органы, но имею право и  я желаю воспользоваться предоставленным мне статьей 51 Конституции Российской Федерации правом не свидетельствовать против самого себя и близких родственников!».

 Кроме того, на все задаваемые вопросы  можно ответить таким образом:

«Согласно статье 51 Конституции Российской Федерации никто не вправе свидетельствовать против самого себя и близких родственников. Я желаю воспользоваться данным конституционным правом  при ответе на поставленный вопрос!»

 

 

1. Адвокат  по налоговым преступлениям рекомендует ознакомиться с  полезной информацией, которая  изложена в  разделах  Программы "ЗАЩИТНИК" и   статьях её  участников:

- Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ);

- Преступления в сфере экономической деятельности;

- Должностные лица   контролирующих органов;

-Сотрудники подразделения по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям;

- Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст. 185 УПК РФ);

- Контроль записи телефонных переговоров (ст. 186 УПК РФ);

- Получение адвокатом  предметов, документов и иных сведений;

- Применение других способов получения информации (адвокатом);

- Допрос подозреваемого (ст. 46, 166, 167, 187-190 УПК РФ);

- Столкновение мотоцикла и легкового автомобиля (Описательная часть постановления о предъявлении обвинения);

- Общий перечень вопросов для допроса руководителя юридического лица (налогоплательщика);

- Бланки процессуальных документов;

- Анатомия человека;

- Судебная экспертиза;

Судебно-медицинская экспертиза живых лиц;

- Действия в случае утраты паспорта;

- Проведение проверок;

- Личное поручительство;

- Правила поведения подозреваемых и обвиняемых в изоляторе;

- Текст  обвинительного заключения по  делу о наезде на пешехода на разделительной полосе;

- Особый порядок судебного разбирательства;

- Организация защиты от рейдеров, недружественных слияний и поглощений;

- Ограничение свободы.

2. Верховный Суд Российской Федерации в соответствии с п. 5 ст. 19  Федерального конституционного  закона  от  31  декабря  1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" дает разъяснения по вопросам судебной практики. Данные разъяснения  являются обязательными для участников уголовного судопроизводства.

В процессе анализа доказательств, дающих основания для привлечения к уголовной ответственности, адвокат по налогам  предлагает учитывать существующую судебную практику:

 

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N64  "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления";

-  Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N53 "Об оценке арбитражными  судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем";

-  Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. № 51 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. №  28 "О судебной экспертизе по уголовным делам";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 22 "О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста";

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 г. N 1 "О судебном приговоре";

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. № 60  "О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел".

 

3.На основании ст. 86 УПК РФ собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальный действий,  предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Адвокат по налоговым делам советует ознакомиться с бланками и разъяснениями процессуальных документов, следственных действий:

Сообщение о задержании подозреваемого;

Постановление о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон;

Протокол следственного эксперимента;

Протокол предъявления для опознания по фотографии;

- Форма постановления о назначении экспертизы;

- Постановление о назначении комплексной судебной экспертизы;

Постановление об отмене наложения ареста на имущество;

- Постановление о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения.

 

4.  На основании ст. 52 Конституции Российской Федерации государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Для уголовного преследования лица, совершившего противоправное действие налоговый адвокат рекомендует ознакомиться с проектами заявлений о преступлениях:

- Преступления против собственности;

- Заявление об угоне автомобиля от магазина;

- Заявление о преступлении (ст. 159 УК РФ "Мошенничество");

- Заявление о преступлении (ст. 109 УК РФ "Причинение смерти по неосторожности");

- Заявление о преступлении (ст. 286 УК РФ "Превышение должностных полномочий);

- Заявление о краже имущества (Из Авто-Адвоката);

- Заявление о преступлении (ст. 185.5.УК РФ "Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества");

- Заявление о сообщении результатов поданного заявления о преступлении.

 

5. Адвокат по  налоговым   спорам представляет наиболее интересные изречения  и высказывания прошлого и настоящего, «связанные» с  уголовно-правовой тематикой:  «Преступление», «Разлад, ссора», «Ответственность за нарушение обязательств», «Жулики, мошенники», «Пассажир», «Иные правонарушители»,   «Ответственность за правонарушения», «Банкротство»,«Урегулирование разногласий», «Наказание»,  «Учреждения, исполняющие наказания»,  «Перевод», «Обжалование действий и решений»,  «Разбирательство», «Пострадавшие, потерпевшие».

Помните, что своевременное обращение копытному специалисту  поможет   не только  эффективно защитить права и  интересы, но и сэкономить время и деньги.

Опытный налоговый адвокат после тщательного ознакомления с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания  и принятыми  судебными решениями подаст апелляционную, кассационную,  надзорную жалобу на приговор или иное решение суда. 

Согласно ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

Если гражданин нуждается в квалифицированной юридической помощи, в том числе и по налоговым вопросам, он может обратиться  к  участникам Программы «Защитник», к адвокатам по налоговым преступлениям Московской коллегии адвокатов «РОСАР» позвонив по телефонам   +7 (495) 671-53-62, +7 (495) 671-53-72 или +7 (495) 671-53-73 или отправив сообщение E-mail:  rosar@inbox.ru.

Обращайтесь. Отсутствие квалифицированной юридической помощи по  налоговым правонарушениям и уголовным  делам может повлечь негативные последствия.


 

[1]Об участии органов внутренних дел Российской Федерации в работе по обеспечению поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджеты (Указ Президента Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. № 1680);

Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок (утверждена приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347);

Инструкция о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения (утверждена приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347);

Соглашение о взаимодействии между МВД России и ФНС России (Москва, 13 октября 2010 г. № 1/8656/ММВ-27-4/11).

 

[2]См. Инструкцию Минфина РСФСР от 26 июля 1991 г. N 16/176 О порядке изъятия должностным лицом Государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан.