Главная Полномочия должностных лиц Должностные лица контролирующих органов Государственный налоговый инспектор

Налоговый адвокат

предлагает  ознакомиться:

 

ВЫЕМКА ДОКУМЕНТОВ

 

Статьей 31 Налогового Кадвокат МКА  РОСАРодекса Российской Федерации среди прав налоговых органов предусмотрена возможность производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

Целью данного действия является выявление и подтверждение доказательствами нарушения налогового законодательства.

Налоговый орган может производить выемку в двух случаях:

во-первых: п. 4 ст. 93 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе произвести выемку в случае, если в ходе выездной налоговой проверки лицо отказывается представить запрошенные у него в порядке ст. 93 НК РФ документы или не представляет их в установленный срок. Адвокат по налоговым делам обращает внимание на то, что выемка на этом основании может быть произведена только после истечения срока на их представление по требованию налогового органа. При этом, в рамках выемки налоговый орган вправе изъять только те документы, которые указаны в требовании о представлении документов. Важно, что в случае нарушения любого из указанных условий, выемка может быть признана незаконной.

во-вторых: пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, п. 8 ст. 94 НК РФ предусмотрено право произвести выемку в случае, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены. Существенным при этом является то, что для проведения выемки по данному основанию налоговые органы не обязаны направлять налогоплательщику требование о представлении документов.

В соответствии со ст. 94 НК РФ, выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Данное Постановление должно быть утверждено руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки.

В соответствии с Инструкцией Минфина РСФСР от 26 июля 1991 г. N 16/176 «О порядке изъятия должностным лицом Государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан», изъятие документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения представляет собой административно-правовую меру воздействия, состоящую в принудительном лишении министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий от организации с участием граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства (в дальнейшем именуемые предприятия, учреждения, организации и граждане) возможности пользоваться и распоряжаться указанными документами.

Адвокат по налоговым спорам обращает внимание на то, что производство выемки документов и предметов в ночное (с 22 часов до 6 часов) время не допускается.

Важно, что выемка документов и предметов должна производиться в присутствии понятых и лиц, у которых непосредственно производится выемка.

Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.

Помимо этого, в соответствии с Инструкцией Минфина РСФСР от 26 июля 1991 г. N 16/176 «О порядке изъятия должностным лицом Государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан», граждане, у которых производится изъятие документов, имеют право делать заявления по поводу этих действий, подлежащие обязательному занесению в Протокол изъятия.

Помимо этого, в необходимых случаях для участия в производстве выемки действия приглашается специалист.

Согласно указанной Инструкции, перед производством изъятия документов, должностное лицо налоговой инспекции определяет перечень необходимых документов, подлежащих изъятию и устанавливает место их нахождения или хранения.

При этом, в объем и состав документов, подлежащих к изъятию у предприятий, организаций и граждан, включаются: первичные документы, денежные документы, планы, сметы, декларации и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также другие справочные материалы и расчеты, за исключением документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, определенную в установленном законодательством порядке.

Изъятие документов у предприятий, учреждений, организаций, а также граждан производится на основании письменного мотивированного постановления должностного лица налоговой инспекции, которое производит проверку.

Особое внимание налоговые адвокаты акцентируют на том, что до начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки, а также разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности. Затем, должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно их выдать. Уже после отказа выемка производится принудительно должностным лицом налоговой инспекции, с участием представителей органов внутренних дел.

В практике адвокатов по уголовным делам были случаи, когда лицо, у которого производится выемка, отказывается вскрывать помещения, где могут находиться искомые документы. В таких случаях налоговое законодательство предусматривает возможность должностного лица налогового органа самостоятельно вскрыть данные помещения, избегая при этом причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

Особое внимание стоит уделять тому, что документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки, не подлежат изъятию.

В соответствии с ч. 6 ст. 94 НК РФ, о производстве выемки, изъятии документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований ст. 99  НК РФ.

Изъятые в ходе выемки документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки, либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.

Согласно Инструкции, должностное лицо налоговой инспекции, производящее изъятие документов, подвергает тщательному осмотру подлежащие изъятию документы в местах их хранения, а в случае непригодности к их дальнейшему осмотру, недооформленные тома документов (не подшитые, не пронумерованные и т.д.) в его присутствии дооформляются должностными лицами предприятия, учреждения, организации и гражданами.

При этом, должностным лицом налоговой инспекции составляется опись изъятых документов и производится фиксация их содержания, а в необходимых случаях оформляются копии изъятых документов.

В случае пропажи или гибели документов на предприятии, учреждении и организации, по предложению должностного лица налоговой инспекции, производящего изъятие документов, руководитель предприятия, учреждения, организации приказом (письменным или устным распоряжением) назначает комиссию по расследованию причины пропажи или гибели данных документов. Гражданин  же должен представить органам налоговой инспекции письменное объяснение причин гибели или пропажи документов.

Налоговым законодательством также предусмотрено, что изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае, если он это сделать отказывается, об этом делается специальная отметка в протоколе выемки.

Копия готового протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты. При этом, если составлялась специальная опись изъятых документов, ее копия также вручается.

В соответствии с Инструкцией, о вручении копии Протокола изъятия и специальной описи под роспись должностным лицом предприятия, учреждения, организации и гражданину, у которого было произведено изъятие документов, делается отметка в Протоколе изъятия.

Адвокат по налоговым делам обращает внимание на то, что в случае, если руководитель предприятия, учреждения, организации и гражданин отказываются от подписания Протокола изъятия, должностное лицо налогового органа, производящее изъятие документов, об этом делает отметку в Протоколе изъятия, при этом отказавшимся от подписи должностным лицам и гражданам предоставляется право дать письменное объяснение о причинах отказа, которое заносится в Протокол изъятия.

Помимо вышеизложенного, адвокат по налоговым делам рекомендует в случае, если в протоколе рассматриваемого процессуального действия после его заполнения остаются незаполненные строчки, просить  должностное лицо проставить в них прочерки. Налоговый адвокат рекомендует также в ходе проведения налоговых проверок в их протоколах не допускать неясных, нечетких, позволяющих двоякое толкование формулировок. Кроме того, в случае, если протокол составляется без применения технических средств (компьютера), от руки, обратите внимание на то, чтобы почерк должностного лица налогового органа был разборчивым, не вызывал каких-либо сомнений при его прочтении, не допускались исправления,. В случае неудовлетворения Ваших просьб, соответствующие замечания, в том числе и по почерку, а также дополнения и уточнения могут быть занесены участниками процессуального действия  в протокол.

Адвокат по налогам акцентирует внимание на том, что в соответствии с Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, сотрудники органов внутренних дел могут принимать участие в выездных налоговых проверках, для чего необходим мотивированный запрос налогового органа, подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Основаниями для указанного направления мотивированного запроса, в соответствии с указанной Инструкцией, могут быть:

Во-первых: наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;

Во-вторых: назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения;

В-третьих: необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);

В-четвертых: необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении должностных обязанностей.

Налоговый адвокат напоминает, что  согласно ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Гражданин, реализуя свое конституционное право, на получение квалифицированной юридической помощи, заключает Соглашение об оказании юридической помощи с адвокатом.

Реализация права на помощь адвоката, как и права на квалифицированную юридическую помощь в целом, в том числе при осуществлении мероприятий налогового контроля,  даче показаний в процессе  оперативно-розыскных, следственных   и иных действий, предполагает создание условий, позволяющих гражданину сообщить необходимую информацию по делу, а адвокату  по налогам - оказать своему доверителю консультативную помощь и согласовать с ним действия по защите его прав и законных интересов.

Адвокат по налоговым преступлениям  - это опытный юрист, который вправе оказывать юридическую помощь гражданам по уголовным делам  и владеет тактикой и методикой ее оказания, он  поможет гражданам в решении  возникших  проблем.

1. Адвокат по уголовным делам  предлагает ознакомиться с  полезной информацией, которая  содержится в разделах  Программы "ЗАЩИТНИК" и   статьях её  участников:

- Грабеж (ст. 161 УК РФ);

- Преступления в сфере экономической деятельности;

- Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта;

- Сотрудники правоохранительных  органов;

- Руководитель следственного органа;

- ДТП: Заявление о возбуждении уголовного дела;

-  Проведение адвокатского расследования;

- Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст. 185 УПК РФ);

- Контроль записи телефонных переговоров (ст. 186 УПК РФ);

- Бланки процессуальных документов;

- Анатомия человека;

- Судебно-медицинская экспертиза трупов;

- Столкновение транспортного средства, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения (Описательная часть постановления о предъявлении обвинения);

- Рекомендации  в случае обыска, личного обыска;

- Обыск (ст. 182 УПК РФ);

- Личный обыск (ст. 184 УПК РФ);

- Личный досмотр (форма таможенного контроля);

- Проект заявления поручителя об избрании личного поручительства в орган дознания;

- Предоставление свиданий в месте содержания под стражей;

- Список вопросов для  судебно-медицинских экспертов   для  определения тяжести вреда здоровью:

- Советы по вопросам мер безопасности в случае захвата заложников;

- Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

2. Верховный Суд Российской Федерации в соответствии с п. 5 ст. 19  Федерального конституционного  закона  от  31  декабря  1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" дает разъяснения по вопросам судебной практики. Данные разъяснения  являются обязательными для участников уголовного судопроизводства.

В процессе анализа доказательств, дающих основания для привлечения к уголовной ответственности, адвокат по уголовным делам рекомендует ознакомиться со следующей судебной практикой:

-  Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. N 29 "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое";

-  Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. № 51 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате";

-  Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2010 г. № 17 "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда";

-  Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 13 "О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации".

3. В соответствии со ст. 86 УПК РФ собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальный действий,  предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Адвокат по уголовным делам предлагает ознакомиться с бланками и разъяснениями процессуальных документов, следственных  и иных действий:

 - Форма решения о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - организации (ответственного участника (участников) консолидированной группы налогоплательщиков, индивидуального предпринимателя) в банках, а также электронных денежных;

- Решение об отмене обеспечительных мер (ч. 10 ст. 101 НК РФ);

Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству;

Постановление о допуске представителя потерпевшего;

Постановление о прекращении уголовного дела в связи с отказом частного обвинителя от обвинения;

Протокол предъявления трупа для опознания;

- Форма поручения об истребовании документов (информации);

Постановление о назначении дополнительной судебной экспертизы;

Постановление о допуске представителя потерпевшего;

Обвинительное заключение;

Приговор (оправдательный).

4.  Согласно ст. 52 Конституции Российской Федерации права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом.

Для уголовного преследования лица, совершившего противоправное действие адвокат по  уголовным делам советует ознакомиться с проектами заявлений о совершении преступлений:

- Преступления против собственности;

- Заявление о преступлении (ст. 116 УК РФ "Побои");

- Заявление о преступлении (ст. 145 УК РФ "Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет");

- Заявление о преступлении (ст. 139 УК РФ "Нарушение неприкосновенности жилища");

- Заявление о преступлении (ст. 244 УК РФ "Надругательство над телами умерших и местами их захоронения");

- Заявление о преступлении (ст. 155 УК РФ "Разглашение тайны усыновления (удочерения)");

- Проект заявления о сообщении результатов рассмотрения сообщения о преступлении.

5. Адвокат  по уголовным делам  рекомендует ознакомиться с наиболее интересными изречениями  и высказываниями прошлого и настоящего, связанными с  различными видами преступлений, уголовным судопроизводством и лицами, участвующими в нем, а также исполнением наказания:  «Жулики, мошенники», «Иные правонарушители», «Доказательства», «Очевидцы, свидетели», «Примирение», «Участник дорожного движения», «Ответственность за правонарушения», «Прием на работу», «Обжалование действий и решений», «Сельское хозяйство», «Приметы и пожелания»,   «Иные», «Родственники».

 

Нарушение уголовно-процессуального закона является одним из оснований отмены или изменения судебных решений, вынесенных с участием присяжных заседателей.

Осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, частный обвинитель, их законный представителям и представитель, а также иные лица в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы,  имеют право  на подачу  апелляционной, кассационной и надзорной жалобы  на  судебное  решение.

   Апелляционная, кассационная,  надзорная  жалоба на приговор или иное  судебное решение подается опытным адвокатом по  уголовным делам, как правило, после тщательного ознакомления с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания  и принятыми  судебными решениями.

Обращайтесь. Отсутствие квалифицированной юридической помощи по  уголовным  делам может повлечь негативные последствия.

Если гражданин нуждается в квалифицированной юридической помощи, обращайтесь к  участникам Программы «Защитник», позвонив по телефонам   +7 (495) 671-53-62, +7 (495) 671-53-72 или +7 (495) 671-53-73 или отправив сообщение E-mail:  rosar@inbox.ru