Адвокат по уголовным делам
представляет:
Приказ Следственного комитета России от 3 мая 2011 г. N 72
"О порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в
следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного
комитета Российской Федерации"
В целях обеспечения единого порядка приема, регистрации и проверки
сообщений о преступлении в системе Следственного комитета Российской
Федерации, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ
"О Следственном комитете Российской Федерации" и пунктом 43 Положения о
Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом
Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности
Следственного комитета Российской Федерации", приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке приема, регистрации и
проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных
подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации.
2. Вести книги регистрации сообщений о преступлении:
в подразделениях центрального аппарата Следственного комитета Российской
Федерации (СК России): в Главном военном следственном управлении, в
Главном следственном управлении, в подразделениях центрального аппарата
СК России по федеральным округам;
в главных следственных управлениях и следственных управлениях СК России
по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделениях по
административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том
числе военных) следственных управлениях и следственных отделах СК
России;
в межрайонных следственных отделах, следственных отделах и следственных
отделениях СК России по районам, городам и приравненных к ним, включая
специализированные (в том числе военные), следственных подразделениях СК
России.
3. Руководителям подразделений центрального аппарата СК России,
руководителям главных следственных управлений и следственных управлений
СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним
специализированных (в том числе военных) следственных управлений и
следственных отделов СК России организовать изучение подчиненными
работниками Инструкции о едином порядке приема, регистрации и проверки
сообщений о преступлении в следственных органах (следственных
подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, а
также обеспечить надлежащий порядок приема, регистрации и проверки
сообщений о преступлении.
4. Считать утратившими силу приказы Следственного комитета при
прокуратуре Российской Федерации от 07.09.2007 N 14 "О порядке приема,
регистрации и проверки сообщений о преступлении в системе Следственного
комитета при прокуратуре Российской Федерации" и от 07.10.2008 N 85 "О
внесении изменений в приказ Первого заместителя Генерального прокурора
Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при
прокуратуре Российской Федерации от 07.09.2007 N 14 "О порядке приема,
регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного
комитета при прокуратуре Российской Федерации".
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей
Председателя Следственного комитета Российской Федерации по направлениям
деятельности.
Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
генерал-полковник юстиции А.И. Бастрыкин
Инструкция
о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в
следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного
комитета Российской Федерации
(утв. приказом Председателя Следственного комитета РФ от 3 мая 2011 г. N 72)
I. Общие положения
1. Инструкция о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о
преступлении в следственных органах (следственных подразделениях)
системы Следственного комитета Российской Федерации (далее - Инструкция)
разработана в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской
Федерации (УПК РФ), Федеральным законом "О Следственном комитете
Российской Федерации", иными федеральными законами и устанавливает
единый порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в
следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного
комитета Российской Федерации.
2. Действие Инструкции распространяется на следующих должностных лиц
следственных органов (следственных подразделений) системы СК России в
пределах их компетенции:
а) руководителей следственных органов (следственных подразделений) и их
заместителей (пункт 38.1 статьи 5 УПК РФ);
б) старших следователей по особо важным делам при Председателе
Следственного комитета Российской Федерации, старших следователей по
особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших
следователей, следователей (пункт 41 статьи 5 УПК РФ);
в) старших следователей-криминалистов, следователей-криминалистов при
наличии поручения руководителя следственного органа производить прием,
регистрацию и проверку сообщений о преступлении (пункт 40.1 статьи 5 УПК
РФ);
г) иных должностных лиц, уполномоченных осуществлять прием и регистрацию
сообщений о преступлении.
3. Значение терминов, используемых в настоящей Инструкции:
а) сообщение о преступлении - предусмотренные частью 2 статьи 20,
пунктом 2 части 2 статьи 37, статьями 140-143 УПК РФ, содержащие
информацию об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или
готовящегося преступления:
письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем;
протокол принятия устного заявления о преступлении, подписанный
заявителем и лицом, принявшим заявление;
заявление о явке с повинной - добровольное сообщение лица о совершенном
им преступлении;
протокол явки с повинной - добровольное устное сообщение лица о
совершенном им преступлении, занесенное в протокол;
рапорт об обнаружении признаков преступления, составленный правомочным
должностным лицом по сообщению о совершенном или готовящемся
преступлении, полученному из иных источников;
постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган
предварительного расследования для решения вопроса об уголовном
преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного
законодательства;
заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному
делу частного обвинения;
протокол следственного действия, в который внесено устное сообщение о
другом преступлении, либо заверенная копия или выписка из него;
протокол судебного заседания, в который внесено устное сообщение о
другом преступлении, либо заверенная копия или выписка из него;
ГАРАНТ:
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
в) дополнительное сообщение о преступлении - сообщение об одном и том же
совершенном или готовящемся преступлении, о котором ранее в следственном
органе в установленном порядке было зарегистрировано сообщение о
преступлении или находилось в производстве и расследовалось уголовное
дело;
г) принятие (прием) сообщения о преступлении - получение сообщения о
преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти
действия;
д) регистрация сообщения о преступлении - внесение уполномоченным
должностным лицом в книгу регистрации сообщений о преступлении
присвоенного порядкового регистрационного номера сообщения о
преступлении, кратких сведений об информации, содержащейся в принятом
сообщении о преступлении, а также фиксация на сообщении о преступлении
его регистрационного номера путем проставления соответствующего штампа;
е) проверка сообщения о преступлении - процессуальные и иные действия,
производимые правомочным на то должностным лицом в порядке статьи 144
УПК РФ по сообщению о преступлении с целью установления наличия либо
отсутствия достаточных данных, указывающих на признаки преступления;
ж) принятие процессуального решения по результатам рассмотрения
сообщения о преступлении - принятие правомочным должностным лицом
решения, предусмотренного статьей 145 УПК РФ:
о возбуждении уголовного дела;
об отказе в возбуждении уголовного дела;
о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии
со статьей 151 УПК РФ или в суд в соответствии с частью 2 статьи 20 УПК
РФ (по уголовным делам частного обвинения);
з) следственные органы (следственные подразделения) СК России - входящие
в систему СК России и осуществляющие прием, регистрацию и проверку
сообщений о преступлении: подразделения центрального аппарата СК России
(Главное военное следственное управление, Главное следственное
управление и подразделения центрального аппарата СК России по
федеральным округам); главные следственные управления и следственные
управления СК России по субъектам Российской Федерации (в том числе их
подразделения по административным округам) и приравненные к ним
специализированные (в том числе военные) следственные управления и
следственные отделы СК России; межрайонные следственные отделы,
следственные отделы и следственные отделения СК России по районам,
городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе
военные), следственные подразделения СК России, а также структурные
подразделения указанных следственных органов (главные управления и
управления (в том числе управления в составе главных управлений), отделы
(в том числе в составе главных управлений и управлений), отделения (в
том числе в составе главных управлений, управлений и отделов),
следственные участки военных следственных органов СК России, должностные
лица которых правомочны производить предварительное следствие и (или) к
компетенции которых в установленном порядке отнесено осуществление
предусмотренных статьей 39 УПК РФ полномочий руководителя следственного
органа;
и) руководитель следственного органа - должностное лицо, возглавляющее
соответствующий следственный орган (следственное подразделение) СК
России или его структурное подразделение, к компетенции которого
отнесено производство предварительного следствия и (или) осуществление
полномочий руководителя следственного органа, предусмотренных статьей 39
УПК РФ, по осуществлению процессуального контроля, а также его
заместитель.
4. Организация работы по обеспечению приема, регистрации и проверки
сообщений о преступлении, а также контроль за осуществлением этой работы
возлагаются на руководителя следственного органа, который ежедневно
осуществляет текущий контроль за поступающими сообщениями о преступлении
и обеспечивает их неукоснительный прием, регистрацию и рассмотрение в
порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством и
настоящей Инструкцией.
5. Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами,
указанными в Инструкции, возложенных на них полномочий и обязанностей по
приему, регистрации и проверке сообщений о преступлении, а также
принятие по ним незаконных процессуальных решений влечет за собой
ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
II. Прием сообщений о преступлении
6. Сообщение о преступлении вне зависимости от места и времени
совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы
представления, а также подследственности подлежит обязательному принятию
(приему) во всех следственных органах СК России.
7. В общедоступных помещениях административных зданий следственных
органов СК России на стендах размещаются:
выписки из положений УПК РФ и настоящей Инструкции, регламентирующих
порядок приема сообщений о преступлении;
образцы письменного заявления о преступлении, о явке с повинной;
перечень должностных лиц следственного органа СК России, правомочных
принимать такие сообщения, а также оформлять протоколы принятия устного
заявления о преступлении;
информация о месте, днях и часах личного приема граждан руководителем
следственного органа и его заместителем;
сведения о должностных лицах следственных органов СК России, органов
прокуратуры и суда (должность, Ф.И.О., адрес органа), которым в
соответствии с УПК РФ могут быть обжалованы действия (бездействие) и
решения следователя и руководителя следственного органа#.
Кроме того, такая информация может быть доведена полностью или частично
до сведения граждан через средства массовой информации и размещена на
сайте следственного органа СК России.
8. Заявление о преступлении может быть сделано заявителем, прибывшим в
следственный орган СК России, в устном или письменном виде.
9. Правомочными осуществлять оформление сообщений о преступлении в
соответствии с требованиями УПК РФ являются должностные лица, указанные
в подпунктах "а", "б" пункта 2 настоящей Инструкции. Должностные лица,
указанные в подпункте "в" пункта 2 настоящей Инструкции осуществляют
оформление сообщений о преступлении при наличии соответствующего
поручения руководителя следственного органа СК России.
Круглосуточный прием сообщений о преступлении осуществляется дежурными
следователями следственных органов СК России.
Отсутствие дежурного следователя не является основанием для отказа
заявителю в приеме от него сообщения о преступлении следователем,
руководителем следственного органа либо его заместителем, не
привлеченным к дежурству.
Прием руководителем следственного органа СК России или его заместителем
граждан с жалобами на отказ подчиненного ему руководителя следственного
органа (его заместителя) или следователя в принятии от них сообщения о
преступлении осуществляется незамедлительно.
10. Устное сообщение о преступлении на основании части 3 статьи 141 УПК
РФ вносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом,
принявшим заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе и
документе, удостоверяющем его личность. При этом заявитель
предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в
соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК
РФ), о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью
заявителя.
11. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при
составлении протокола, его заявление на основании части 5 статьи 141 УПК
РФ оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления в порядке,
установленном статьей 143 УПК РФ.
12. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве
следственного действия, то оно на основании части 4 статьи 141 УПК РФ
вносится в протокол следственного действия. При этом заявитель должен
быть предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос
в соответствии со статьей 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка,
которая удостоверяется подписью заявителя.
13. Заявителю, обратившемуся в следственный орган с устным заявлением о
преступлении, в соответствии с требованиями части 1 статьи 11 УПК РФ
должно быть разъяснено право, предусмотренное частью 1 статьи 141 УПК
РФ, на подачу письменного заявления о преступлении.
Письменное заявление о преступлении должно в обязательном порядке
содержать сведения о заявителе и быть подписано им.
Письменное заявление о преступлении может быть направлено заявителем
почтовой связью.
14. При приеме от заявителя заявления о преступлении либо в ходе
проверки по заявлению о преступлении заявитель должен быть предупрежден
об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со
статьей 306 УК РФ. Факт такого предупреждения подтверждается
собственноручной записью заявителя либо отметкой соответствующего
должностного лица, которая удостоверяется подписью заявителя.
15. Заявление о явке с повинной может быть сделано в произвольной форме
как в письменном, так и в устном виде. Принятое устное заявление о явке
с повинной вносится в протокол явки с повинной в порядке, установленном
частью 3 статьи 141 УПК РФ.
16. Сообщения о совершенном или готовящемся преступлении могут быть
получены из иных источников. Такими источниками могут быть: средства
массовой информации*, обращения и жалобы граждан; информация, переданная
по телефону, телеграфу и иными средствами электронной связи; обращения
государственных и иных организаций и др.
При обнаружении в сообщении, полученном из иных источников, информации
об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или
готовящегося преступления, правомочным должностным лицом составляется
соответствующий рапорт (статья 143 УПК РФ).
Аналогичный рапорт составляется также при отсутствии заявления
потерпевшего либо его законного представителя, если преступление
совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного
состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные
интересы (часть 4 статьи 20 УПК РФ).
17. Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями
лично от заявителя письменное или устное заявление о преступлении,
обязано выдать заявителю под роспись в талоне-корешке талон-уведомление
о принятии и регистрации заявления о преступлении с указанием времени,
даты его принятия, регистрационного номера и своих данных.
18. Бланки талонов-уведомлений и талонов-корешков (приложение N 1)
являются документами строгой отчетности. Заполненные талоны-корешки
сдаются специально уполномоченному должностному лицу следственного
органа СК России для отчета и организации их хранения в течение года с
момента выдачи талона-уведомления заявителю.
19. Необоснованный отказ правомочного должностного лица принять
заявление о преступлении, невнесение в установленном настоящей
Инструкцией порядке сообщения о преступлении в книгу регистрации
сообщений о преступлении, а также невыдача заявителю талона-уведомления
о принятии и регистрации этого заявления недопустимы.
20. Принятые сообщения о преступлении незамедлительно докладываются
руководителю следственного органа СК России либо его заместителю.
21. Сообщения, заявления и обращения, которые не содержат сведений об
обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат
регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют
процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144-145 УПК
РФ.
Поступившие в следственный орган СК России сообщения, заявления,
обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями,
принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов,
следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывая
при этом предположение о совершении ими должностного преступления, и
ставят в связи с этим вопрос о привлечении их к уголовной
ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления,
также не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о
преступлении и не требуют проверки в порядке, предусмотренном
статьями 144-145 УПК РФ.
В случае поступления указанного сообщения, заявления, обращения от
гражданина лично дежурному следователю, следователю, руководителю
следственного органа в ходе личного приема оно подлежит обязательному
принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом
талон-уведомление заявителю не выдается.
Такие сообщения, заявления, обращения регистрируются как входящие
документы и рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом
от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации" или статьей 124 УПК РФ, а также соответствующими
организационно-распорядительными документами СК России. Заявители
письменно уведомляются руководителем следственного органа СК России или
его заместителем о принятом решении с разъяснением права и порядка его
обжалования.
В случае отказа в рассмотрении заявления в порядке, предусмотренном для
рассмотрения сообщений о преступлениях, заявителю дается разъяснение о
том, что проверка законности и обоснованности решений, принятых
должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий,
осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным
законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного
преследования в отношении должностных лиц, их принявших;
заинтересованное лицо, считающее, что в его обращении содержится
информация о совершенном или готовящемся преступлении, вправе оспорить
такой отказ в судебном порядке.
В ответе также указываются конкретные фактические обстоятельства,
подтверждающие отсутствие предусмотренных
Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации оснований для
проведения соответствующей проверки. При отклонении обращения, в котором
сообщается о неправосудности судебного решения, заявителю разъясняется
право на его обжалование в установленном законодательством Российской
Федерации порядке, а само обращение направляется в вышестоящий судебный
орган или органы прокуратуры.
Если заявитель указывает на конкретные обстоятельства, которые могут
свидетельствовать о наличии признаков преступления в действиях судьи, и
эти обстоятельства не были предметом рассмотрения судов кассационной и
надзорной инстанций, и им не была дана оценка, то такие заявления
регистрируются в книге регистрации сообщений о преступлении, заявителю
выдается талон-уведомление и проводится соответствующая процессуальная
проверка.
III. Регистрация сообщений о преступлении
22. Для регистрации поступивших и принятых сообщений о преступлении,
обеспечения контроля за соблюдением сроков их проверки и полученными
результатами, а также принятием процессуальных решений в следственных
органах СК России ведется книга регистрации сообщений о преступлении
(далее - книга) (приложение N 2).
В книге отражаются следующие сведения:
порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о
преступлении;
дата и время его принятия;
данные о заявителе;
данные о должностном лице, принявшем сообщение о преступлении;
регистрационный номер талона уведомления, выданного заявителю;
краткое содержание сообщения о преступлении;
должность, фамилия должностного лица, которому поручена проверка
сообщения о преступлении, его подпись и дата;
сведения о принятом процессуальном решении и дата его принятия;
дата и результаты проверки процессуального решения по сообщению о
преступлении руководителем следственного органа.
В графу "Примечание" заносятся сведения: об источнике поступления
сообщения о преступлении; о лице, в отношении которого проведена
проверка; о сроке проверки, а также иная значимая информация,
необходимая для надлежащей организации процессуального контроля (в том
числе сведения об отмене процессуальных решений по сообщениям о
преступлении прокурором). Содержание записей в данной графе книги
определяется руководителем следственного органа СК России либо его
заместителем.
Книга заводится в следственном органе СК России ежегодно (с начала
года), является документом строгой отчетности и хранится 3 года с
момента регистрации в ней последнего сообщения о преступлении.
23. Обязанности по ведению книги и регистрации в ней сообщений о
преступлении возлагаются организационно-распорядительным документом
руководителя следственного органа СК России на одного из подчиненных
работников (сотрудников, федеральных государственных гражданских
служащих).
Функции по регистрации сообщений о преступлении в нерабочее время,
праздничные и выходные дни могут быть также возложены на дежурных
следователей следственных органов СК России.
Руководитель следственного органа еженедельно осуществляет контроль за
полнотой и правильностью ведения книги с проставлением в ней отметки о
проведенной проверке и ее результатах.
24. Должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, обязано
принять меры к незамедлительной его регистрации в книге, ведущейся в том
следственном органе СК России, в котором оно проходит службу, если иное
не установлено настоящей Инструкцией.
25. При наличии причин, препятствующих должностному лицу
зарегистрировать в течение 3 часов принятое им сообщение о преступлении
(например, в связи со значительной отдаленностью от места регистрации,
стихийным бедствием, неблагоприятными погодными условиями и т.д.),
сведения о таком сообщении могут быть внесены в книгу на основании
информации, переданной (полученной) различными каналами связи (почтовой,
телефонной, телеграфной и др.).
26. Рапорт об обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки
преступления, составленный по сообщению о преступлении,
распространенному в средствах массовой информации, регистрируется в том
следственном органе СК России, в котором он был составлен.
27. Поступившие по подследственности заверенные в установленном порядке
копии (выписки) протоколов судебного заседания и протоколов следственных
действий с внесенными в них устными сообщениями о других преступлениях
подлежат регистрации в том следственном органе СК России, в который они
поступили для проверки.
28. Регистрации в книге подлежат сообщения о преступлении, содержащие
сведения об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления,
поступившие с постановлением о передаче сообщения о преступлении по
подследственности из другого органа предварительного расследования (в
том числе иного следственного органа СК России), независимо от ранее
произведенной регистрации.
29. Регистрации в книге также подлежат сообщения о преступлении,
поступившие из другого органа предварительного расследования
федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе
исполнительной власти) без постановления о передаче сообщения о
преступлении по подследственности и без соответствующего решения
прокурора, если они содержат сведения об обстоятельствах, указывающих на
признаки преступления.
При поступлении в следственный орган. СК России из другого органа
предварительного расследования федерального органа исполнительной власти
(при федеральном органе исполнительной власти) сообщения, заявления,
обращения, которое не содержит сведений об обстоятельствах, указывающих
на признаки преступления, оно незамедлительно без регистрации в книге
возвращается руководителем следственного органа СК России или его
заместителем в орган, его направивший.
О допущенных нарушениях требований УПК РФ о порядке передачи сообщений о
преступлении по подследственности руководитель следственного органа СК
России либо его заместитель информируют соответствующего прокурора.
30. Поступившие в следственный орган СК России анонимные сообщения о
преступлении, которые в соответствии с частью 7 статьи 141 УПК РФ не
могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, направляются по
решению руководителя следственного органа СК России либо его заместителя
в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
Если указанная в таких сообщениях информация требует незамедлительной
проверки, то она должна быть немедленно передана в орган, осуществляющий
оперативно-розыскную деятельность, по телефону либо с использованием
факсимильной или иной экстренной связи.
31. Запрещается отражать в книге ставшие известными сведения о частной
жизни заявителя (пострадавшего), а также иную конфиденциальную
информацию, охраняемую законом.
32. Персональная ответственность за нарушение правил приема и
регистрации сообщений о преступлении, а также за полноту ведения книги
возлагается на руководителя следственного органа СК России.
IV. Проверка сообщений о преступлении
33. Принятые сообщения о преступлении после их регистрации передаются по
поручению руководителя следственного органа СК России либо его
заместителя правомочному должностному лицу под роспись для проверки, о
чем в книге делается соответствующая отметка.
34. В ходе проверки сообщений о преступлении следователями СК России в
пределах полномочий, предоставленных УПК РФ, могут быть произведены
осмотр места происшествия, осмотр трупа, иные проверочные действия, в
том числе: получены объяснения; произведены документальные проверки,
ревизии, исследования документов, предметов, трупов; затребованы
имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации
документы и материалы, подтверждающие сведения о преступлении, а также
данные о лице, предоставившем указанную информацию (за исключением
случаев, когда это лицо поставило условие сохранить в тайне источник
информации).
Требования, поручения и запросы следователя, предъявленные в пределах
полномочий, установленных частью 4 статьи 21 УПК РФ и статьей 7
Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете
Российской Федерации", обязательны для исполнения всеми учреждениями,
предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.
35. Если при рассмотрении сообщения о преступлении будет установлено,
что оно подлежит передаче в другой орган предварительного расследования
(в том числе в иной следственный орган СК России), а по уголовным делам
частного обвинения - в суд, то должностное лицо следственного органа СК
России, правомочное осуществлять проверку, обязано вынести постановление
о передаче сообщения о преступлении по подследственности или в суд. О
принятом решении на основании части 2 статьи 145 УПК РФ сообщается
заявителю с разъяснением права и порядка его обжалования.
Руководитель следственного органа СК России или его заместитель в
течение суток направляет вышеуказанное постановление вместе с сообщением
о преступлении и в случае их наличия - с иными документами (в том числе
об обнаружении и изъятии следов преступления и иных доказательств) в
соответствующий следственный орган СК России, в суд по подсудности либо
прокурору в соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 37 УПК РФ для
передачи материалов проверки сообщения о преступлении другому органу
предварительного расследования федерального органа исполнительной власти
(при федеральном органе исполнительной власти) по подследственности.
Копии постановления, сообщения о преступлении и иных документов (при их
наличии) в полном объеме должны быть приобщены к соответствующему
номенклатурному делу следственного органа СК России.
Сведения, содержащиеся в сообщении о преступлении, требующие неотложного
реагирования, либо постановление с таким сообщением должны быть
предварительно переданы в соответствующий орган по подследственности по
каналам телефонной, факсимильной или иной экстренной связи.
Решение о передаче сообщения о преступлении по подследственности (в том
числе в иной следственный орган СК России) или в суд по подсудности
отражается в книге с указанием наименования следственного органа
(прокуратуры, суда), в который направлено сообщение, даты и номера
исходящего документа.
36. Если при рассмотрении сообщения о преступлении будут дополнительно
установлены обстоятельства, указывающие на признаки другого
преступления, подследственного иному органу предварительного
расследования, правомочным должностным лицом должен быть составлен и
зарегистрирован в книге соответствующий рапорт об обнаружении признаков
преступления. Решение по такому сообщению о преступлении принимается в
порядке, установленном пунктом 35 настоящей Инструкции. Вместе с
рапортом и постановлением о передаче сообщения о преступлении по
подследственности при необходимости направляются копии материалов
проверки основного сообщения о преступлении, в ходе рассмотрения
которого был составлен рапорт.
37. Дополнительное сообщение об одном и том же преступлении
регистрируется в книге и приобщается к ранее зарегистрированному
сообщению об этом же преступлении, если по нему еще не принято
процессуальное решение, о чем делается соответствующая отметка в книге.
В том случае, если при проверке зарегистрированного сообщения о
преступлении будет установлено, что оно является дополнительным и что по
результатам рассмотрения другого сообщения об этом же преступлении ранее
было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о
возбуждении уголовного дела, такое сообщение по решению руководителя
следственного органа СК России либо его заместителя приобщается к
соответствующим материалам проверки сообщения о преступлении или
возбужденному (прекращенному, приостановленному) уголовному делу, о чем
уведомляется заявитель, а также делается соответствующая отметка в
книге.
В случае, если при проверке зарегистрированного сообщения о преступлении
будет установлено, что по результатам рассмотрения другого сообщения об
этом же преступлении было принято решение о передаче сообщения о
преступлении (уголовного дела) по подследственности, такое сообщение по
решению руководителя следственного органа СК России либо его заместителя
передается по подследственности.
Поступление в следственный орган СК России дополнительного сообщения об
одном и том же преступлении, содержащее неизвестные ранее сведения и
доводы, которые ранее не проверялись, является основанием для проверки
законности принятого решения об отказе в возбуждении уголовного дела,
приостановлении предварительного следствия или прекращении уголовного
дела (уголовного преследования) в порядке процессуального контроля.
38. При проверке сообщения о преступлении следователь с учетом
содержащихся в сообщении сведений, требующих немедленного реагирования,
обязан в пределах своих полномочий незамедлительно принять меры к
предотвращению и пресечению преступления, а также к обнаружению и
фиксации следов преступления и иных доказательств, требующих
закрепления, изъятия и исследования.
О мерах, принятых по сообщению о преступлении, и их результатах
следователь должен постоянно информировать руководителя следственного
органа СК России либо его заместителя для определения необходимости
принятия дополнительных организационных мер (например, личное прибытие к
месту происшествия и участие в его осмотре; привлечение дополнительных
сил и средств, в т.ч. для раскрытия преступления по "горячим следам" и
т.д.).
39. Проверка сообщения о преступлении должна быть завершена не позднее 3
суток со дня поступления сообщения о преступлении в следственный орган
СК России.
По мотивированному ходатайству следователя срок проверки сообщения о
преступлении может быть продлен руководителем следственного органа СК
России или его заместителем до 10 суток, а при необходимости
производства документальных проверок, ревизий, исследований документов,
предметов, трупов - до 30 суток, с обязательным указанием конкретных
фактических обстоятельств, послуживших основанием для такого продления.
40. Ходатайство о продлении срока проверки оформляется постановлением.
Подлинник постановления приобщается к материалам проверки, а его копия -
к соответствующему номенклатурному делу следственного органа СК России.
Сведения о продлении срока проверки сообщения о преступлении отражаются
в книге.
41. Постоянный контроль за соблюдением сроков проверки сообщении о
преступлении и ведением книги возлагается на руководителей следственных
органов (следственных подразделений) СК России, в производстве которых
находятся материалы проверки сообщений о преступлении.
При выявлении нарушений сроков проверки сообщения о преступлении
руководителем следственного органа СК России должны быть безотлагательно
приняты меры к принятию законного и обоснованного решения по сообщению о
преступлении, установлены и устранены обстоятельства, следствием которых
явились нарушения, а в необходимых случаях приняты меры воздействия к
должностным лицам, допустившим нарушения.
42. Принятые, зарегистрированные сообщения о преступлении, книга
регистрации сообщений о преступлении, талоны-корешки, материалы проверки
сообщений о преступлении и постановления, вынесенные по результатам
рассмотрения сообщений о преступлении, представляются для проверки
прокурорам, их заместителям, а также уполномоченным прокурорами
должностным лицам органов прокуратуры и судьям в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
43. В целях исполнения положений Конституции Российской Федерации,
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, федеральных
законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации гражданам
по их просьбе должна быть предоставлена возможность знакомиться с
документами, материалами об отказе в возбуждении уголовного дела и
контрольными производствами, имеющимися в следственных органах СК
России, которые затрагивают их права и свободы, если иное не
предусмотрено законом.
Ознакомление с материалами производится только по письменному заявлению
гражданина либо его представителя, полномочия которого в соответствии с
законодательством Российской Федерации оформлены доверенностью. При этом
могут быть предоставлены для ознакомления только те материалы, в которых
непосредственно затрагиваются права и свободы обратившегося с заявлением
гражданина.
Решение о предоставлении гражданину для ознакомления материалов
принимает руководитель следственного органа СК России либо его
заместитель. Сотрудником, ознакомившим гражданина с материалами, должна
быть составлена соответствующая справка.
В случае отказа в предоставлении возможности ознакомиться с материалами
гражданину дается мотивированное разъяснение действующего
законодательства, ограничивающего его права на ознакомление.
Не подлежат предоставлению для ознакомления материалы, содержащие
сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным
законом тайну, а также охраняемые Конституцией Российской Федерации и
федеральными законами сведения, составляющие служебную или коммерческую
тайну, а равно затрагивающие частную, личную и семейную жизнь других
граждан, неприкосновенность их жилища и тайну переписки.
______________________________
* Сообщение о преступлении, распространенное в средствах массовой
информации, проверяется следователем исключительно по поручению
руководителя следственного органа СК России или его заместителя (часть 2
статьи 144 УПК РФ).
|